Аня Жук (skazki_detkam) wrote,
Аня Жук
skazki_detkam

Categories:

суперспособность Джокера

Все, наверное, посмотрели Джокера. Спойлеры не страшны? Наконец поделюсь.

Фильм яркий, резкий, злой. Прекрасно играет Хоакин Феникс. Свой рейтинг заслуживает. Не понравился посыл, что Артур – урод с отбитыми мозгами, которого надо было толерантно усыпить, чтобы не мучался и не причинял вред нормальным людям, раз нельзя вылечить. Фашизм какой-то. Получается, есть калеки, которые не выдерживают давления обстоятельств и становятся опасны, а мы не такие. Мынетакие, мынетакие, мынетакие! Нет Такие же. В этом и прелесть (во всех смыслах). Джокером Артура делает мир и люди, плюс собственное решение, плюс повышенная чувствительность, беззащитность. Вроде суперспособности наоборот – суперНЕспособность справиться с миром, с которым остальные кое-как справляются. И суперрешение принятия (у супергероя обязательно есть момент принятия своего геройства). К чести фильма надо сказать, что всё равно читается многое правильно, несмотря ни на что. Вот это понравилось.

Под катом подробнее о том, что НЕ понравилось. Например, надо было дать герою убить родную маму! И мэра! Я считаю.

Убийства – это путь, который проходит Артур в своём становлении Джокером. Путь к свободе от себя, к расчеловеченью. Как становление героя – путь к обретению в себе героя, сверхчеловека. Но сперва про мать.

Зачем нам так старательно рассказывают, что Джокер - воспитан психичкой, которая ему не мать? Слабо было показать, как любящая мать сплющила сына? Разве не это мы видим в герое? "Я живу с мамой... мама мне всегда говорила... мама говорила, я создан нести радость, мама говорила: наслаждайся школой..." Артур живёт с мамой, заботится о маме, у него нет своей жизни, он изо всех сил старается соответствовать и очень страдает, что не может. Вдруг открывается "правда" – она ему не мать. Зачем? Достаточно того, что мать требовала от него невозможного: любви к людям, к школе, к правительству, к ушедшему от них папе, к жестокому отчиму, ко всему миру... и к ней самой, требующей невозможного. Именно это подкупает, потому что знакомо – ложь отношений, двойное дно, двойные стандарты, противоречивые требования. И именно мать – тот человек, на которого общество возлагает первый штурм неоформившейся психики ребёнка. Мать поёт песни, рассказывает сказки, одобряет и не одобряет первые шаги. Мать задаёт первые несоответствия реальности и представлений о ней, с которыми человеку жить всю жизнь. Так у всех, больше или меньше. Но тут должно быть доведено до крайности, потому что про Джокера. Струсили, подменили дополнительной внешней проблемой. Не дали герою задушить подушкой родную мать. А зря. Это не первое из убийств, но очень важное.

Первое сознательное убийство, конечно, мэр. В фильме его убивает непонятно кто, а должен бы Артур. Подходящий момент – когда тот оттолкнул сына (не сына) в туалете кинотеатра для богатых. Ну, было бы не канонично для саги о бетмене, но кого такие вещи когда смущали? Мэр виноват! Во всём во всём! В нищете самого Артура, в нищете города, в том, что все люди злые и не любят клоунов! Ну, пусть он пока не мэр, а только кандидат, но он один из толстяков. Это кара! То есть, конечно, самое первое убийство – убийство случайных придурков в метро, самозащита. Как и в фильме. А преднамеренно, пусть и в состоянии аффекта, Артур убивает мэра.

Потом надо было убить друга. Зачем их два – карлик и толстяк? Когда появляется толстяк и дарит пистолет, это так странно! Артур не производит впечатление человека, имеющего друзей. А пистолет не пончик. Почему толстяк это делает? Хочет подставить? Это как-то слишком сложно – дарить дорогую вещь, чтобы подставить такое ничтожество. Карлик тоже Артуру не друг, но он изгой и уродец. Именно карлик должен был проявить сочувствие к избитому Артуру и предложить пистолет. Потому что сам носит пистолет. Ведь надо же слабому как-то защищаться! Пистолет – унизительный выход, другие как-то справляются, их не бьют каждый день... И вот карлика то и должен убить Артур. Да, в фильме он его отпускает – протестантские сантименты! Не верю! Именно карлика, который проявил сочувствие – единственный из всех! Потому что не было выхода, потому что полиция могла узнать про парней в метро и мэра... Вобщем, из трусости. Ну и совсем чуть-чуть в отместку за сравнение с собой – будущим великим комиком. Убить друга – для расчеловеченья это важно.

Затем про любовь. Очень хорошо развивается тема, мы верим, что соседка ответила взаимностью. Он приходит за сочувствием и неожиданно видит удивление, испуг, враждебность, потому что нафантазировал, а ничего нет, да и быть не могло. И? Он убил соседку? Он просто ушёл? Пожалел её ребёнка? Опять розовые сопли? Как заканчивается эта сцена? Если это такой приём, то почему остальные убийства не поданы так же? Чтобы мы не сразу знали, что сделал Артур, чтобы он сам не сразу знал, что он делает. Что он ЭТО уже делает. Думаю, он убил равнодушную к нему женщину, равнодушную, но совершенно ни в чём перед ним не виноватую, смерть которой не даёт никакой выгоды. Это было бы развитие.

Почему в конце Джокер говорит не с тем же психоаналитиком? Зачем нам ещё одна чернокожая докторша? Зачем он её убивает? Нам не показывают, но судя по кровавым следам, он её убил. Если бы это была та же докторша, то представьте: она сидит в новом кабинете после всего что случилось и как ни в чём не бывало говорит те же слова, что и раньше. Как важно стараться, вести дневник, что-нибуть про социализацию... И Джокер смеётся! Это должен быть настоящий смех, весёлый – от этого ещё более страшный. Ему наконец действительно смешно! И он убивает забавляясь, легко, без страсти, и бегает потом по коридорам, издеваясь над санитарами. Вишенка на торте. Прекрасная концовка.

Как вы поняли, я убийствами не довольна. Только с телеведущим – с воображаемым другом – дело доведено до конца. О! это ведь тоже очень важные отношения, почти как с Богом! С кумиром! Он смотрит его передачу много лет! Жаждет его одобрения! А получает насмешку, холодность. Вообще, холодность – ключевое слово этого фильма. Холодность, равнодушие, потребительское отношение, намеренное непонимание, стена. Джокер убивает ведущего обдуманно и с удовольствием, убивает своего бога – одного из прочих. Одного убивает. А остальных – не пойми как. Кого-то не понятно, убивает ли (возлюбленную), кого-то не сам (мэра-неотца), кого-то ему трусливо подменили (мать) или размазали на два вялых персонажа (друг).

Но фильм хороший. Посмотрели с мужем с большим удовольствием.

Tags: посмотреть, про больных, точка зрения
Subscribe

  • ещё про паразитов

    Белый тигр 2021 Индийско-американская социально-криминальная драма. Интересно в сравнении с Паразитами. Суть та же – слуги и господа,…

  • про паразитов

    Паразиты. 2019. Южная Корея. Пон Джун-хо Вещь красивая и бьёт больно. Наверное, вы уже смотрели. Я смотрела. А теперь ещё пару раз посмотрела (один…

  • (no subject)

    Замечательный фильм "Основатель". 2016 г. Драма, биография. Про становление сети закусочных Макдоналдс. "Незнайка на Луне" от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • ещё про паразитов

    Белый тигр 2021 Индийско-американская социально-криминальная драма. Интересно в сравнении с Паразитами. Суть та же – слуги и господа,…

  • про паразитов

    Паразиты. 2019. Южная Корея. Пон Джун-хо Вещь красивая и бьёт больно. Наверное, вы уже смотрели. Я смотрела. А теперь ещё пару раз посмотрела (один…

  • (no subject)

    Замечательный фильм "Основатель". 2016 г. Драма, биография. Про становление сети закусочных Макдоналдс. "Незнайка на Луне" от…