?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

границы

А я всё читаю книги о воспитании. Генри Клауд, Джон Таунсенд "Дети: границы, границы... Как воспитать у ребёнка чувство ответственности."

Обложка уродская, книжка хорошая. Христианские авторы, пусть и западные. Перекликается с Шишовой "Ребёнок не слушается", но более стройно изложено.

Советуют сперва разобраться, правильно ли родители сами умеют строить границы - уважают ли других людей, детей, самих себя, умеют ли говорить "нет", следовать установленным правилам, смиряться с ударами судьбы и идти дальше и т.д. Затем приступить к воспитанию у ребёнка всего этого.
Первым делом, научить ребёнка управлять собой, а не вертеть окружающими. По возрасту. Понятно, что младенец вертит всеми и совершенно не управляет собой. Взрослый - наоборот. Этот путь надо помочь ребёнку пройти. Для этого пресекать все попытки манипулирования. Требовать неукоснительно исполнять необходимые обязанности и правила с применением соответствующих последствий - не вернулся к ужину, остался без ужина. Пресекать попытки передвижения границ. Держать! Держать! Никому не нравится, когда его ограничивают. Но если граница незыблема, то бунт сменяется печалью (вроде слёз тщетности у Ньюфелда, по-нашему - смирение). А затем ребёнок приспосабливается. Это бесценный опыт для взрослой жизни - смиряться, если нельзя преодалеть, и жить дальше, а не зацикливаться и останавливаться. Ну да, смирение - наше всё.
Обещают, что со временем внешние границы становятся внутренними. Очень советуют поощрять самостоятельность. Где только возможно давать максимальную свободу, не бояться позволить ребёнку столкнуться с последствиями неправильного поведения (конечно, кроме того, что представляет опасность). Всегда внимательно и с любовью выслушивать жалобы (активное слушание, проговаривание невысказанных эмоций) и сопереживать, но не решать проблемы ребёнка, если есть шанс, что он справится сам. Трудно бывает удержаться! Авторы практически в каждой главе напоминают, что воспитание - дело временное, что ребёнку предстоит жить самостоятельно, что главная цель - научить ребёнка обходиться без надзирателей. Что из детей, у которых не сформировали границы, получаются неудачники, тираны и люди склонные попадать в зависимость.

"Если вы начинаете спорить с ребёнком или осуждать его, то реальность перестаёт быть его проблемой. Проблемой становитесь вы." Вместо того, чтобы научиться справляться с реальностью, ребёнок учиться справляться с родителями. Так и есть.
Вещи очевидные как "к вечеру всегда темнеет". Но мне сейчас очень кстати. Федя - манипулятор и наездник на маме. Разрушитель всех границ. Книга напомнила мне всё, что я раньше читала - у Гиппенрейтер, у Шишовой и пр. Вернула на рельсы. Спасибо, Верочка!

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
tigroloshad
Nov. 15th, 2015 05:08 pm (UTC)
Ну все, теперь точно куплю киндл. Надо прочитать, очень ценная информация!
skazki_detkam
Nov. 16th, 2015 05:12 am (UTC)
А я бумажные книжки покупаю. Которые хочу потом ещё прочитать. Электронную закачал, прочёл, стёр и забыл. А на полке стоит - вроде как в голове))
tigroloshad
Nov. 16th, 2015 12:14 pm (UTC)
Я тоже очень люблю обычные бумажные книжки и только их и читаю. Но :). Помогала тут разбирать огромную библиотеку двух скончавшихся старичков - это ужас... У них книги стояли на полках десятилетиями, состояние их было, мягко говоря, плачевное. Некоторые были полностью покрыты плесенью, и это при том, что дом был не влажный и не тухлый. Так что книги надо или держать за стеклом, что я и делаю, но тогда на большую библиотеку надо, соответственно, дофига застекленных полок/шкафов, либо можно хотя бы вот такую литературу держать в электронном виде. Что хорошо именно у таких книг (по воспитанию, питанию, садоводству и тд), что можно быстро поиском найти потом нужное мести и освежить в памяти - ведь такую литературу читаешь не для удовольствия, а для информации. Так что я, наконец, сдалась и ищу читалку :)
skazki_detkam
Nov. 16th, 2015 01:35 pm (UTC)
А я читалку разбила(( Моя бумажная библиотека почти полностью состоит из детских книг и книг по воспитанию, психологии. Они пока не залёживаются, плесень им точно не грозит. Если что и грозит, так быть взятыми почитать и не вернуться.
dz0rin
Dec. 17th, 2015 12:42 pm (UTC)
То ли в книге всё попутали с точностью до наоборот, то ли я совсем попортился..:)
Как связана способность отвечать за последствия собственных решений с устанавливаемыми кем-либо внешними границами?
И отчего интериоризируемые извне "границы", находясь уже внутри сознания ребёнка, не останутся там на неопределённо долгое время (вполне возможно, и пожизненно) внешними, по отношению к сознанию ребёнка, образованиями?
Для чего вместо подзатыльника использовать метод Ньюфельда, предлагающий вместо физического насилия более тонкие механизмы насилия эмоционально-душевного? Чем подзатыльник хуже?

Edited at 2015-12-17 03:49 pm (UTC)
skazki_detkam
Dec. 17th, 2015 01:58 pm (UTC)
Способность отвечать за свои поступки всего лишь социальное поведение. Оно связано с подражанием тому, кого ребёнок ценит, с одобрением и неодобрением. Это навык. Как умение говорить, например. Язык является для младенца совершенно внешним, а потом он на нём всю жизнь думает.

Внедряемые извне границы становятся внутренними в процессе их многократного применения. Мы верим в то, что практикуем. Очень часто бывает, что человек отвергает модель поведения, которую предложили ему в детстве родители. Бывает, что затем возвращается к ней, переработав с учётом опыта. Наверное, тут важно качество модели, её универсальность, жизненность. То же и с границами.

Про насилие. В книге предлагают использовать педагогику последствий, то есть шантаж. Насилие физическое, насилие моральное, шантаж... Я думаю, у любого воспитателя в арсенале есть все эти методы. Если воспитатель любит детей и умеет с ними обращаться, если дети его ценят, то эти методы имеют вид игры по правилам, ритуала. Если не любит, не умеет обращаться, не умеет заинтересовать детей в себе - его ждёт бесславная битва за свой авторитет с выявлением диверсий и гонкой вооружений.

dz0rin
Dec. 18th, 2015 01:03 pm (UTC)
Вообще-то, дети никогда не "подражают" взрослым (я имею в виду раннее детство, дальше обычно родители вольно или невольно купируют способности ребёнка, его индивидуальность, субъектность подрезаются...). Более того, они и взрослого-то как деятеля поначалу не воспринимают. Но видят те волшебные преобразования, которые происходят с предметами в его руках, например.

Точно также, они не подражают животным, наблюдение за которыми побуждает их запомнить и удержать в памяти их образ. Образная игра далека от задач механического подражания. Это изначально интерпретация. Принимая образ, поразившего своим неожиданным поведением, вставшего на дыбы котёнка, ребёнок, как бы повторяющий его движения (при этом он образ строит внутри сознания, а не повторяет их, причём, его изначально интересует смысл, суть образа, его внутреннее состояние, просто он не понимает поначалу, какие детали образа наиболее существенны и характерны, а какие нет, поэтому, на всякий случай, старается воспроизвести всё это покуда как можно точнее), напрягая мышцы спины, начиная мяукать грозно и т.д., понимает, что котёнок внутри себя в этот момент переживает, понимает суть этого события, его смысл. Сама моторика, связанная с образом, начинает как бы восстанавливать и соответствующее этой позе, характеру движений психическое состояние. Вот откуда эффект понимания возникает. Так развиваются механизмы эмпатии.

И слава Богу, что хотя бы изначально у ребёнка не хватает возможностей при восприятии, и неразвитость восприятия, а также и движений и их координации не позволяют сразу схватить и удержать довольно точно все подробности чужого образца действий, чужого образца речи и т.д. Именно по этой причине он практически заново вынужден воссоздавать по понятому им смыслу всё-всё, что только сумеет воспринять и пережить. Он заново должен сделать для себя все открытия, которые некогда сделали взрослые, будучи детьми, заново овладеть всеми способностями, свойственными роду человеческому в целом...

С речью - то же самое. Вообще, ребёнок начинает слышать низкие звуки речи уже во внутриутробном периоде развития, когда закладывается внутреннее ухо (вестибулярный аппарат и слух). И первые звуки, которые он слышит - это папин голос. Если папа с любовью относится к своей супруге, тогда его голос синхронизируется с движениями мамы (в силу тех же механизмов эмпатии, когда мы стремимся понимать тех, кто нам интересен, кто нами любим), и соответственно - с движениями и всеми другими переживаниями покачивающегося в околоплодных водах плода. Эти синхронии впоследствии образуют базовый ритм коры головного мозга. Иными словами, воспринимаемая извне звучащая речь изначально отражает не только гармонию, царящую внутри семьи, но и глубоко синхронизирована с переживаниями, которые испытывает ещё не родившийся ребёнок. И это - предтеча тех психологических механизмов, которые в будущем позволят ребёнку овладеть речью как способностью, стать её субъектом...

Edited at 2015-12-18 04:38 pm (UTC)
skazki_detkam
Dec. 18th, 2015 01:51 pm (UTC)
Не согласна. Слишком долго делать все открытия заново. Так развиваются осьминоги, поэтому у них нет цивилизации. Низкие звуки отцовского голоса не помогут Маугли. Маугли будет копировать социальное поведение волков. Можете считать мои рассуждения наивными или избитыми, но мне так проще видеть то, что я вижу. Слишком длинные слова (и комментарии) меня только расстраивают.
dz0rin
Dec. 18th, 2015 02:11 pm (UTC)
Самый эффективный путь развития, а также, самый интенсивный из всех возможных способов обучения - это идти именно от самого себя и все, уж хотя бы базовые, первоначальные, открытия совершать только самостоятельно. А кроме того, при таком подходе, попутно, ребёнок ещё и выздоравливает, уходят все психосоматические заболевания и мн.др. Мне говорить об этом может быть чуть проще, потому что наблюдаю за ходом одного исследования, проводимого отечественным нашим психологом в течение более чем 30 лет. При этом не предлагается лишать ребёнка общения с культурным взрослым, напротив. Не предлагается помещать его в среду, которая не будет способствовать этим открытиям. Открытие делается легко и свободно, если позволить себе и детям двигаться от простого к сложному, опираясь на накопленный предшествующий собственный опыт. А если это так, то при чём здесь Маугли? Но, как Вы заметили, даже Маугли вполне осваивает весь арсенал способностей, необходимый для выживания в социуме волков, куда его забросило волею судьбы. И он не превратился в умственно отсталое существо, не способное самостоятельно себя обслужить. Ни один волк не выживет в стае, ежели он будет способен только на то чтобы нечто "копировать". Это всё-таки довольно упрощённое представление о законах природы, согласитесь...


Edited at 2015-12-18 06:47 pm (UTC)
skazki_detkam
Dec. 18th, 2015 05:21 pm (UTC)
Спасибо за видео, очень понравилось моим девочкам, они любят волков и романтически мечтают о слиянии с дикой природой.

В книге Киплинга Маугли вырос человеком среди волков. Вы считаете, это реально?

Вы считаете, что изобретать велосипед - самый интенсивный путь?


(no subject) - dz0rin - Dec. 19th, 2015 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 19th, 2015 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 19th, 2015 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 19th, 2015 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 19th, 2015 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 19th, 2015 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 20th, 2015 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 21st, 2015 02:42 am (UTC) - Expand
dz0rin
Dec. 19th, 2015 10:44 am (UTC)
Вопрос о "границах" обсуждал в сообществе ЗА недавно с Марией. По-моему, состоялся очень интересный разговор.
http://alpha-parenting.livejournal.com/1611366.html?thread=68649318#t68649318
skazki_detkam
Dec. 19th, 2015 11:08 am (UTC)
Альфа-теория мне симпатична, пару книжек Ньюфелда я прочла. Хорошее понятие "привязанность". Но в сообществе мне не понравилось. И меня там давно забанили. Ладно, обсуждение посмотрю.
dz0rin
Dec. 19th, 2015 11:22 am (UTC)
Не важно, с кем именно обсуждение состоялось. Мне кажется, что в нём наметились основные вопросы в самой этой теме "границы"...
skazki_detkam
Dec. 19th, 2015 11:39 am (UTC)
Там, вроде, про другое? Или я опять не поняла?
dz0rin
Dec. 19th, 2015 11:48 am (UTC)
Там - "о том же" самом, только с позиции самого ребёнка (конечно, как я сам эту позицию понимаю). То есть, с точностью до наоборот, в общем, по сравнению с тем, о чём говорится в книге по вопросу о "границах" (насколько я понял из Вашего поста).

Edited at 2015-12-19 02:49 pm (UTC)
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 19th, 2015 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 20th, 2015 03:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 21st, 2015 02:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 21st, 2015 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 22nd, 2015 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 22nd, 2015 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 26th, 2015 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 07:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 26th, 2015 04:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 26th, 2015 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 29th, 2015 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 29th, 2015 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Jan. 2nd, 2016 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Jan. 2nd, 2016 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Jan. 4th, 2016 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Jan. 4th, 2016 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Jan. 4th, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Jan. 4th, 2016 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 20th, 2015 05:15 am (UTC) - Expand
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

волшебная
skazki_detkam
Аня Жук

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com