?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А вот прекрасные слова отца Александра Ельчанинова.

Из "Записей"

"Брак - это откровение и тайна. Мы видим в нем полное преображение человеческого существа, расширение его личности, новое видение, новое восприятие жизни и через это возрождение в новый мир в истинной полноте. "

"Брак, плотская любовь - величайшее таинство и тайна, так как через него осуществляется нечто наиболее реальное и вместе с тем наиболее таинственное из всех возможных форм человеческого общения. Качественно, брак дает нам возможность подняться над обычными правилами человеческих отношений и войти в сферу чудесного и сверхчеловеческого."

"В плотской любви, помимо ей одной присущей ценности, Бог даровал этому миру часть Своего всемогущества: человек творит человека, новая душа входит в мир. "


"Как грустно и неполно существование девушки и какая полнота существования у женщины. Никакой любовный роман не может заменить брака. В любовном романе люди являются в пышности, в расцвете, но это не они сами, а их призрачная, приукрашенная действительность, где жизнь каждого из двух - непременно поза, хотя бы простительная и невинная."

"В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого - углубление духовной жизни каждого, постоянная работа над собой.

Брачная любовь - это такая драгоценность, и потерять ее так ужасно - а иногда она исчезает из-за пустяков. Нам следует направить все свои мысли и усилия к сохранению и упрочению этой любви (не забывая о ее божественном характере). Все остальное придет само собой. "

Такая вот возвышенная, целомудренная православная лирика половых отношений. Это я для устранения послевкусия от грубого кавбойского языка пастора Марка Гангора. Кого покоробило - извините, но я всё равно повторю: книга "Смех - лучший помощник в браке" исключительно полезная для понимания психологии брака.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
iulijf
Sep. 2nd, 2014 01:46 am (UTC)
Как грустно и неполно существование девушки и какая полнота существования у женщины. --- вот с этим категорически не согласна. ибо девство выше брака. И сонмы святых девиц - разве в них была неполнота?
skazki_detkam
Sep. 2nd, 2014 02:30 am (UTC)
Я думаю, что отец Александр не имеет в виду уничижение девственности, посвящённой Богу. Это ведь тоже союз - с Женихом. Имеется в виду человек ничейный, ещё не определившийся и ни в какой союз не вступивший. Так я это понимаю.
В другом месте он пишет: "Существует жизнь монашеская и жизнь в браке. Третье состояние - девственник в миру - чрезвычайно опасно, полно соблазнов и не всякому посильно. Кроме того, такие люди и для окружающих представляют большую опасность: сияние и красота их девственности, когда не понятно их непосредственное религиозное значение, есть притягательное брачное оперение, влекущее к себе и возбуждающее чувственность."
Вообще, это спорное утверждение, что девство выше брака. Вот смотрите:

Если кто порицает брак... да будет под клятвою (Гангрский Собор, правило 1).

Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетающимися, да будет под клятвою (тот же Собор, правило 10).



skazki_detkam
Sep. 2nd, 2014 03:08 am (UTC)
Есть слова апостольские, про тех, кто не в браке, что лучше бы им оставаться как есть. Вот как это разъясняет Климент Александрийский:
"С каким геройским мужеством сравниться может того мужество, кто в браке, имея детей, заботясь о семействе, состоя господином как над удовольствием, так и над выпадающим на его долю горем, по силе своей любви к Богу, однако же, остается в неразрывном союзе с Ним? Сколько затруднений приходится ему преодолевать при этом; как часто должен он вооружаться против искушений, ему преподносящихся в образе детей, жены, слуг, имущества. Бессемейный же уже вследствие этого самого свободен от множества соблазнов." То есть, этот путь проще.
Он же говорит: "Мы ублажаем целомудрие и тех, коим оно даровано. Мы чтим единобрачие и благопристойность в нем."
elianor
Sep. 5th, 2014 11:20 am (UTC)
Именно так.
http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom1/35.shtml Вот здесь описано подробно о том, что выше брака.
skazki_detkam
Sep. 6th, 2014 01:07 am (UTC)
Вот, что говорит митрополит Илларион (Алфеев) - по своему положению он как раз подходит, мне кажется, чтобы озвучить позицию РПЦ:

Монашество – это «узкий путь» в смысле отречения от многих вещей, которые обычным людям принадлежат по праву. И монашествующие отрекаются от многих внешних вещей ради внутренних обретений. Но не думаю, что монашество выше брака или что оно больше способствует достижению святости, чем брак. Любой путь, который избирает человек, если он стремится к Богу, – это путь трудный, это «тесные врата». И если человек стремится жить по-евангельски, он всегда будет встречать препятствия и всегда будет их преодолевать. Монашеская жизнь, как и жизнь в браке, дана человеку для того, чтобы он смог максимальным образом реализовать свой внутренний потенциал. Она дана для обретения Царствия Божия, которое может стать уделом каждого из нас после смерти, но опытно приобщаться к нему мы можем уже здесь, на земле.

Edited at 2014-09-06 05:48 am (UTC)
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 7th, 2014 03:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 7th, 2014 03:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 9th, 2014 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 9th, 2014 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 10th, 2014 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 10th, 2014 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 10th, 2014 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 10th, 2014 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 11th, 2014 01:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 11th, 2014 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 12th, 2014 01:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 12th, 2014 02:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 12th, 2014 03:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 12th, 2014 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 12th, 2014 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 12th, 2014 02:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 12th, 2014 04:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 12th, 2014 04:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 12th, 2014 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 13th, 2014 12:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 12th, 2014 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 12th, 2014 10:18 am (UTC) - Expand
perrou
Sep. 2nd, 2014 12:52 pm (UTC)
Эх, пойду заказывать Смех - лучший помощник в браке! )
elianor
Sep. 5th, 2014 11:13 am (UTC)
Прошу заметить, что мнение отдельного священника это не мнение Церкви. И он может ошибаться, возможно, в силу образования или мало ли (ошибаются вообще все люди, даже святые, и это большой труд - понять, кто ошибается, кто нет). Кроме того, не лишне почитать об этом человеке, кем он был, как жил, какое имел образование.

Я - православный человек, по моей вере мне положено все сравнивать с мерИлом истины - учением Церкви. Я не все могу понять, не все знаю и где-то могу ошибаться, но думать и рассуждать считаю себя обязанной.

"Брак - это откровение и тайна. Мы видим в нем полное преображение человеческого существа, расширение его личности, новое видение, новое восприятие жизни и через это возрождение в новый мир в истинной полноте. "
Истинная полнота - это Бог и только Он. Любой человек может обрести истинную полноту, абсолютно любой - старый, молодой, грешник, праведник, супруг или тот, кто потерял супруга и т.д. Брак - это таинство церкви, такое же, как и все остальные.

"В плотской любви, помимо ей одной присущей ценности, Бог даровал этому миру часть Своего всемогущества: человек творит человека, новая душа входит в мир. "
Мне ближе другое отношение к плотской любви. Такое отношение я считаю опасным, тем, которое только кажется хорошим на первый взгляд. Слишком восторженное, слишком разгоряченное. Поясню ниже.


Секс действительно важная часть брака, настолько важная, что брак только и существует, пока супруги хранят верность. Свт. Игнатий в письмах мирянам писал какой-то женщине о том (приведу пересказ, если нужно найду точную цитату, но позже), что брак существует, пока супруги хранят верность, если же это не так, то вы свободны и имеете право жить отдельно. (даже несмотря на то, что официально брак не расторгнут)

Я действительно не понимаю, зачем воспевать секс? С какой целью?

Зачем работать над отношениями я понимаю, зачем трудиться над взаимной любовью понимаю, но зачем это делать таким возвышенным, что мол аж в Бибилии об этом написано? (там вообще много чего написано)

Почему оно не может остаться нейтральным, именно в ранге потребностей человека - это дает человеку власть над своей плотью, укрощение ее (да даже в пост! перед причастием. или если кто-то не в состоянии, после родов или мало ли?) Если он остается в ранге потребностей, значит это то, чем мы можем управлять, это не обязательно делать чем-то плохим, извращенным, упрощенным или еще чем. Ведь человек нуждается в пище и воде, он без этого не может жить и это не постыдно. Но есть и другая сторона - можно есть не здоровую пищу, а торты, можно кушать не умеренно, а объедаться и т.п.
И если отношения у супругов в порядке, если каждый чувствует себя любимым и нужным - то эта сторона жизни идет сама собой, незаметно, даже,возможно, - так здоровее, как хорошо работающее сердце или воздух, которого мы не замечаем, но дышим. Разве нет? Тогда нужно воспевать просто отношения, просто внимательность и уважение друг к другу, заботу и пр, а это само собой подтянется?

И свт. Иоанн Златоуст, например, писал о том, что и в браке должно быть воздержание, плоть не должна становиться господином. (точную цитату сейчас не могу найти, позже). Как управлять своими потребностями, если ставить потребность на высокий пьедестал?

Вообще Св. Отцы пишут, в основном, о верности (например Иоанн Лествичник) - т.е. о том, чтобы эти влечения направлять только на супруга. Т.е. о необходимости ими управлять.
skazki_detkam
Sep. 7th, 2014 03:02 am (UTC)
Среди православных есть проблема в понимании сути брака и оценке отношений между супругами. Трудно переоценить огромный вред от некоторых проповедников "христианского брака без пошлости и грязи" (например, Пестов Н.Е. "Христианский брак"), превозносящих монашество, ставящих девство выше брака и рекомендующих в браке соблюдать воздержание, "освободиться от рабства плоти и суеты мира", кроме моментов зачатия детей. Есть несчастные супружеские пары, где жена - под влиянием подобной литературы - буквально презирает мужа, вздыхает, что не может уговорить его воздерживаться - ведь это так возвышенно, ведь это освобождает от рабства плоти! Это путь к разводу и огромным страданиям для обоих. Секс очень важен для брака, без него невозможно, чтобы "двое одна плоть", в нём двое учатся такту, чуткости, заботе, пониманию своей полной непохожести и предназначенности друг для друга, учатся подстраиваться друг к другу. Это именно тот случай, когда явление заслуживает высокого пьедестала.

У пастора другая ситуация. Есть мир, в котором если жена отказывается пойти навстречу мужу в экспериментах типа свинга, или если у молодого человека нет опыта манстурбации, связей до брака, то они вроде как ненормальные. Это представлено у нас на Рупсихолог во всём разнообразии. Гангор длинно и последовательно доказывает, что секс болжен быть целомудренным. Он должен стоять на высоком пьедестале.

Оба эти направления актуальны. Вот смысл "реабилитации секса".
elianor
Sep. 7th, 2014 04:01 am (UTC)
Для начала хочу Вас поблагодарить за то, что сдерживаетесь от привычного стиля, несмотря на острую тему, уверена, что Вам это нелегко, но все равно - спасибо!

-----
Есть несчастные супружеские пары, где жена - под влиянием подобной литературы - буквально презирает мужа, вздыхает, что не может уговорить его воздерживаться - ведь это так возвышенно, ведь это освобождает от рабства плоти! Это путь к разводу и огромным страданиям для обоих.
---------
Более того, есть люди, которые живут как брат с сестрой, и это поощряется как добродетель. Или есть семьи, которые стремятся к непорочному зачатию без чувств. Я понимаю о чем Вы и тоже считаю это крайностью.

--------------
. Секс очень важен для брака, без него невозможно, чтобы "двое одна плоть", в нём двое учатся такту, чуткости, заботе, пониманию своей полной непохожести и предназначенности друг для друга, учатся подстраиваться друг к другу.
---------
Вот с этим я не могу согласиться, к сожалению. И видимо именно в этом мы и расходимся во мнениях. Я придерживаюсь той точки зрения (как и очень многие психологи), что отношения начинаются не со спальни, и что учиться такту, чуткости, заботе нужно не в сексе, а само собой. А секс подтянется. А если наоборот - то получается слишком большой риск "одностороннего" обучения, когда один пытается, а другой пользуется (ну об этом сейчас много информации). И никак и никогда не отдам никакого пьедестала потребности плоти. Еще раз приведу аналогию с едой (ну, хорошо покушать люблю также, как и сексом заняться, простите за откровенность:) - грех не кушать вкусно, разнообразно и проч, а грех объедаться, пресыщаться. Также ка ки грех не давать телу столько пищи, сколько ему требуется. Также и здесь - неважно, в супружестве или "на стороне", пресыщение все равно вредит человеку, его душе также, как и недостаток. При этом я не могу сказать, что для меня есть какая-то норма или вообще где-то ее можно установить - нет, у каждого, в своей личной совести она разная, каждый может сам понять, что вот здесь уже будет лишним, это уже во вред, а не на пользу. Но это внутренний мир каждого человека, супруги могут им делиться друг с другом и договориться на какое-то время, им посильное, воздержаться (именно договориться, и именно когда оба понимают пользу, которую они получат от этого).

----------
У пастора другая ситуация. Есть мир, в котором если жена отказывается пойти навстречу мужу в экспериментах типа свинга, или если у молодого человека нет опыта манстурбации, связей до брака, то они вроде как ненормальные. Это представлено у нас на Рупсихолог во всём разнообразии. Гангор длинно и последовательно доказывает, что секс должен быть целомудренным. Он должен стоять на высоком пьедестале.
-------------
Помните, изречения аввы Пимена, "кто говорит ради Бога - хорошо поступает, кто молчит ради Бога - хорошо поступает".
Возможно, где-то и нужно доказывать ненормальность извращения, даже я уверена, что скорее всего это нужно. Особенно протестантам, в силу их особенностей веры (масло масленое, но пояснять ведь не нужно? я их не оскорбляю, не принижаю их веры, Господь судит каждого человека по его совести, и после смерти они могут спастись, а я нет, несмотря на православность:). Но мне после такого обмусоливания интимной темы, и с библейскими на то цитатами, хочется помыться пойти. Это выбор мой, необязательно все люди должны быть такими, и я уверена, что для кого-то это будет полезным. Но если кто-то также ощутит, как и я (и мой муж, мы вместе смотрели)- пусть видит, что он не одинок.
Мне ближе отвергать извращения решительно и бесповоротно, без рассуждений и доказываний - как и любой смертный грех, не глядя на то, кто кого ненормальным посчитает после этого.
Может быть, лет через 10 или 20 это будет нужно и в нашей стране, когда вся эта грязь придет окончательно к нам. А может быть нам удастся воспитать таких же людей, которые не рассуждая и не вдаваясь в полемику решительно отвергают всякие извращения, и тем самым тоже дают хорошее утверждение для остальных людей и пример для подражания.
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 8th, 2014 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 8th, 2014 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 9th, 2014 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 9th, 2014 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 9th, 2014 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elianor - Sep. 9th, 2014 02:39 pm (UTC) - Expand
lika_3
Sep. 11th, 2014 03:12 pm (UTC)
отличная книжка Гангора. Три купила, две подарила. Уже спасибо получила в ответ и Вам передаю )
skazki_detkam
Sep. 12th, 2014 01:20 am (UTC)
Рада)) А то мне тут кое-кто немножко проел плешь, что так нельзя. Я немножко засмущалась, вдруг это я одна такая циничная, что мне годится, а другим - приличным людям - читать неприятно.
lika_3
Sep. 12th, 2014 02:26 pm (UTC)
ну просто не у всех для чтения этой книжки хватило чувства юмора ))) Нельзя же на самом деле относится слишком серьезно к некоторым вещам и словам и понимать шутки буквально.... Беседу было прочитать интересно. Я Вас поддерживаю и полностью согласна.
Кое что из этой книжки решила уточнить у своего старшего младенца - про систему коробочек в мужской голове. Младенец развеселился ))) и сообщил, что у него точно есть такие , и пустая коробочка приличного размера ). Уже ради этого стоило книжку прочитать...)
(no subject) - skazki_detkam - Sep. 12th, 2014 11:58 pm (UTC) - Expand
skazki_detkam
Sep. 25th, 2014 01:00 am (UTC)
"Водою и духом" о. Александр Шмеман
"Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности. И особенностью секса является то, что, будучи органически связанным с одним из высочайших божественных даров человеку, с даром любви, он именно поэтому является средоточием трагической двусмысленности, свойственной падшей человеческой природе. Действительно, с одной стороны, секс не только выражение любви; он сам по себе есть любовь. Но с другой стороны, он есть выражение, сама основа человеческой принадлежности к животному миру, радикальной раздробленности человеческой природы и жизни, потери им своей целостности. Два полюса и двигателя секса — любовь и похоть — безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого. Отсюда и поистине антиномичный характер подхода Церкви к сексу и невозможность свести эту антиномию к простому решению — отделить «черное» от «белого»."
skazki_detkam
Sep. 25th, 2014 01:19 am (UTC)
Падшая природа человека фонит, за что не возьмись. Любое действие или чувство имеет привкус. И есть два пути - "не ошибается тот, кто ничего не делает", и "кто не рискует, тот не пьёт шампанское". Монах старается сократить риск, не делать, не состоять, не участвовать, в браке стараются минимизировать и нейтрализовать побочные эффекты, неизбежно возникающие из-за повреждённости, но делают, потому что само это делание установлено Богом и изначально прекрасно.
"Если секс запрещается вне брака и разрешается в браке, то именно потому, что брак — несмотря на свое искажение в падшем мире — принадлежит к более высокому видению, способен войти в Царство Божие, в то время как простое удовлетворение человеком своих «естественных» порывов и страстей — естественное и «функциональное», как это может показаться, — не только не принадлежит к такому уровню, но в конечном счете ведет к его разрушению и таким образом оказывается «против природы». "
То есть, если человек выбирает только часть - только плоть, то он разрушает себя. В браке происходит и духовное и душевное и плотское соединение супругов - как и было задумано.
skazki_detkam
Sep. 25th, 2014 01:27 am (UTC)
«В беззакониих зачахомся…» воспринимается часто как доказательство отождествления зачатия и секса с грехом, нечистотой. В то время как нечистота и грех, в которых мы все зачаты, пронизывают всего человека, а не только половую сферу. Грех - наследственная болезнь, соответственно передаётся при зачатии, но не от зачатия возникает, а присутствует в родителях. Причём, не плоть одна является носительницей греха. В беззакониих зачахомся - и в плотских, и в духовных, и в душевных - во всяких. И в похоти и в гордыне. Увы!


Edited at 2014-09-25 05:40 am (UTC)
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

волшебная
skazki_detkam
Аня Жук

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com