?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уважаемая ivolgaye подробно и полезно ответила на мой вопрос. Сохраню себе на память.

"Претензии родителей-абьюзеров к детям обширны и разнообразны. Одну девочку, например, били за то, что она слишком громко скрипела фломастерами, когда рисовала. Основная сложность с проблемами, которые имеют пострадавшие от таких родителей дети, заключается в том, что дети страдают не столько от физических побоев или очевидной несправедливости, сколько от сведения с ума.

Родитель объявляет себя во всём правым, ребёнка во всём виноватым и запрещает чувствовать те чувства и делать те выводы, которые естественным образом возникают у ребёнка. «Я тебя избил за фломастеры, но это потому что я забочусь, не любил бы – не бил бы», «ты на меня обиделся, а должен благодарить», «тебе не должно быть больно, ты должен радоваться».

Исправляющее переживание начинается с того, что кто-то просто признаёт справедливость и законность чувств пострадавшего человека. Называет и сами чувства, и поступки обидчиков своими именами. То есть, восстановление связи со своими чувствами восстанавливает связь с реальностью.

Дальше идёт сочувствие и понимание. Когда пострадавший человек получает сочувствие и понимание, его одиночество перестаёт быть таким всепоглощающим, перестаёт быть пропастью, изолирующей его от мира, от остальных людей. Быть понятым – это быть вместе скем-то.

Заключительный этап – компенсация. Со стороны постороннего человека это может быть действие (или слова), которые посторонний человек может совершить правильным, должным образом. Например, защитить физически, или открыто принять сторону пострадавшего, или открыто признать его успех и правильность его действий, или открыто объявить о совершённой когда-то несправедливости в отношении пострадавшего. Со стороны бывшего абьюзера это может быть испрашивание прощения, сопровождаемое полным изменением его жизни.
Разовая компенсация может подтолкнуть «к воздуху со дна», и иногда этого бывает достаточно, но чаще всего, эти компенсации должны накопиться, чтобы образовать надёжное «плавательное средство».

И ещё про исправляющее переживание от vikus74:
- Обидчик под влиянием обстоятельств раскаивается и старается загладить свою вину, а обиженный получает право повыкобениваться принимать или не принимать его извинения и любезность
- Обидчик оказывается обличенным в чем-то неблаговидном перед обществом или социально деградирует.
- Родитель рано уходит из жизни, оставив ребенку наследство и очистив поле для жизни
- Родитель заболевает/разоряется, и происходит ролевая инверсия: ребенок заботится о нем и наставляет.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
mormyshka
Feb. 20th, 2017 01:02 pm (UTC)
Красивые слова. Но все упирается в человека. Если в человеке, который будет все это реализовывать ("психологическую поддержку" и т.п.) нет любви, то будет только хуже.
skazki_detkam
Feb. 20th, 2017 01:17 pm (UTC)
Любовь такое кошмарно огромное слово. Хватит и доброжелательности, отзывчивости.
mormyshka
Feb. 20th, 2017 02:53 pm (UTC)
Ну да, иногда, когда устаешь от людского хамства, кажется, что достаточно "доброжелательности". Но ее недостаточно.

Потом, разве бывают доброжелательность и отзывчивость без любви?



skazki_detkam
Feb. 20th, 2017 04:58 pm (UTC)
Чавой-то видео не пашет(( Не знаю, это спор о терминах.
mormyshka
Feb. 20th, 2017 05:00 pm (UTC)
skazki_detkam
Feb. 20th, 2017 05:38 pm (UTC)
))) Ну да.
mormyshka
Feb. 20th, 2017 05:40 pm (UTC)
С женщинами лучше не спорить о терминах, а поставить им романтичную музычку.
skazki_detkam
Feb. 20th, 2017 06:01 pm (UTC)
да-да-да))
nastya_orl
Feb. 20th, 2017 02:51 pm (UTC)
А где обсуждение по этому вопросу прочитать, у меня ощущение, что это ровно про меня с мамой
skazki_detkam
Feb. 20th, 2017 04:56 pm (UTC)
Ой, это в субботнем процессинге на ру-психолог, там миллион комментов про разное, обсуждения именно этой темы не было. Я спросила, мне ответили. Так что, всё что было я себе и сохранила. А если хотите обсуждения, напишите пост на ру-психолг, только лучше с фейкового аккаунта.
nastya_orl
Feb. 21st, 2017 08:09 am (UTC)
Понятно, тогда доверюсь вашему фильтру. Я порылась в интернете, нашла еще себе книжку на тему, вот эту http://lektsia.com/1x130f.html. Интересно. Не знала, что насилие над детьми бывает и психологическое, теперь знаю. Спасибо, что дали такое направление мыслям.
skazki_detkam
Feb. 21st, 2017 10:12 am (UTC)
Не читала, интересно, да. Но про кривые детско-родительские отношения много есть литературы. Это очень актуальная тема.

Тут дело именно в сведении с ума, как прекрасно выразилась ivolgaye. Ребёнок так сильно зависит от родителя, так связан с ним эмоционально, что кривые отношения накладывают мощнейший отпечаток. В семье может быть психологическое насилие, прессинг, или холодность, индифферентность, либо, наоборот, гиперопека, либо отыгрывание каких-то болезненных сценариев, например, когда ребёнок вынужден быть для родителя "жилеткой", утешать, выслушивать и поддерживать не по возрасту. И т.д. и т.п. Мне кажется, что если ничего этого нет, а просто в семье приняты телесные наказания на регулярной основе, то даже в этом случае последствия у ребёнка не сопоставимы с искажением внутреннего мира, отношения к себе, способности строить отношения с окружающими, строить свою жизнь, которые возникают под воздействием аномальных отношений с родителями. Я спрашивала, можно ли как-то такому человеку помочь. Вот.
nastya_orl
Feb. 21st, 2017 11:23 am (UTC)
Да, просто я побаиваюсь читать психологическую литературу - потом долго приходится отделять "зерна от плевел" и под себя подстраивать. И еще прочитать ведь мало - надо это как-то воспринять и использовать - то есть мне кажется, не нужно очень много читать, нужно еще думать, тратить время на изменение себя. Это как с родительством - мало знать, что ребенка надо любить безусловно и читать об этом в разных умных книжках, надо это выразить в собственных действиях, а это гораздо дольше и сложнее, чем прочитать.
Но тут кажется я как раз созрела для подобного чтения. Некоторые вещи, там описанные - я до них уже интуитивно дошла, но не начала еще применять. Теперь, возможно, смогу.
В моем случае мама давила (и продолжает давить) на то, что она во всем права, а я - не выполняю заповедей (самая ее любимая - о почитании родителям, которую она трактует как подчинение). Это очень грустно, но только выйдя замуж я поняла, что Евангелие - это не книга про принуждение, а книга про любовь. Это если в двух словах о проблеме. По моим ощущениям, словами еще больно, когда терроризируют, потому что это можно продолжать делать и со взрослым ребенком - рукоприкладство конечно - наступает момент, когда ребенок уже может этому физически воспрепятствовать (хочу верить, что это так).
Про исправляющее переживание - это действительно очень мощно - каждый раз, когда я нахожу в себе силы немного рассказать о своем детстве близким людям, их сострадание дает мне поразительно много сил, удивляет, трогает.
Про сведение с ума - очень точно, опять же. И запрет на чувства. И еще ощущение, что ты такой инвалид живешь среди обычных людей. Какие-то душевные движения, поступки, которые для окружающих обычны и естественны, для меня - как на луну полететь.

Edited at 2017-02-21 11:33 am (UTC)
skazki_detkam
Feb. 21st, 2017 12:10 pm (UTC)
Да-да-да!
Почему-то я думаю, что Вы вполне почтительная дочь. Я, вообще, заметила, что часто дежурный много лет повторяющийся упрёк бывает именно несправедливый.
nastya_orl
Feb. 21st, 2017 12:38 pm (UTC)
Да, мне тоже кажется, что вполне.
pit_chai
Feb. 21st, 2017 06:56 pm (UTC)
-Мама, почему ты нас бьешь?
-Потому что вы кричите. Если бы вы не кричали, я бы вас не била.
pit_chai
Feb. 21st, 2017 06:57 pm (UTC)
Сводит с ума, да.
skazki_detkam
Feb. 22nd, 2017 06:12 am (UTC)
Мне всё равно кажется, что ребёнок, которому сбили в детстве настройки, не починится от того, что во взрослом возрасте кто-то признает его страдание истинным, назовёт его состоянии правильным словом, пожалеет, мне кажется, это облегчение, конечно, и, вообще, лучше знать свою болезнь и как-то к ней приспосабливаться, учитывать, но должно случиться много "исправляющих переживаний" чтобы человек расправился внутри, перестал хромать на все ноги и попадать в одни и те же ловушки. Психология – либо наука о чудесах, либо лженаука. Я пока не разобралась.
skazki_detkam
Feb. 22nd, 2017 06:07 am (UTC)
Да.
pit_chai
Feb. 22nd, 2017 07:18 am (UTC)
Мне тоже кажется, что признания мало.
Оно нужно для начала, чтобы жертва поняла, что она именно жертва, а не виновна в том, что вызвала агрессию у агрессора. Как при изнасиловании. Жертвы считают себя виноватыми.
Но следующий шаг должен быть тоже! По внутреннему строительству себя. Но какой это должен быть шаг?
Может, действительно, посмотреть, что советуют жертвам насилия и перенести это сюда?
ТЕ
шаг 1 - признание в любом случае;
шаг 2 - работа по залечиванию, какая?с изнасилованием д.б. отработано, может, кто знает?
skazki_detkam
Feb. 22nd, 2017 07:23 am (UTC)
Изнасилование, если оно разовое и во взрослом возрасте, не то. Можно вспомнить состояние ДО. А тут как карлика когда выращивали в бочке. Человек не может найти внутри себя опору, потому что детско-родительские отношения формировали личность в раннем возрасте.
pit_chai
Feb. 22nd, 2017 07:24 am (UTC)
В книге "Токсичные родители" автор советует главным лекарством поговорить с абьюзером-родителем, объяснить ему, какая он какшка, и тут должен наступить покой в душе жертвы-отросшего ребенка.
Да, покой в душе наступит в том случае, если абьюзер искренне раскаялся. Но это происходит от внутренней работы в человеке, а не от предоставленных ему обвинений. И происходит редко. Это чудо, прямо скажем.
В переносе на наши реалии способ выглядит смешно и неуклюже.
pit_chai
Feb. 22nd, 2017 07:32 am (UTC)
Реклама психотерапевта: "Предлагаю успешные операции по превращению психологических уродцев в людей")

Тут, кажется, правда, нужно придумать новую врачебную специальность: психохирург.

Мне нравится) терапевт в таком случае - не радикально)
skazki_detkam
Feb. 22nd, 2017 08:34 am (UTC)
Он же только терапевт! Я не обращала внимания, да. Надо, чтобы психотерапевт, поговорив с пациентом, дальше направлял к психо-хирургу, психо-окулисту, психо-эндокринологу...
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

волшебная
skazki_detkam
Аня Жук

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com