?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Написала на ру.психолог. Тут продублирую, не все же там тусят.
Я совершенно не могу обманывать ребёнка. Совсем. Дед Мороз, Зубная Фея, "бабушка смотрит на тебя с неба", "пёсик умер, но он вооон на той звёздочке", "купили братика в магазине"... Это я не могу совсем, даже слышать неприятно.

Пример из ближайшей жизни. К подружке моей дочки на день рождения приходила аниматор, очень милая девушка. После праздника дочка попросила, чтобы она пришла и к нам. Я говорю: хорошо, мы пригласим её на твой день рождения. Дочка просит завтра. Я говорю: Нет, мы сделаем это на праздник, потому что это дорого. Дочка: она это за деньги? Я: да, это её работа, она замечательно выполняет свою работу, просто супер. Этот разговор слышала мама подруги, сделала страшные глаза и велела мне ни в коем случае не обмолвиться при её дочери, та верит, что девушка-аниматор с ней дружит, приходит просто так, потому что любит её. На этом месте меня пробило на слезу.

Я так не могу, не могу, не могу! Я могу играть в Деда мороза, но я не могу провоцировать веру в Деда Мороза. У меня не поворачивается язык. Мне от этого больно. Дочка будет думать, что её любят, а на самом деле нет. Это же ужасно!

Одна мамочка, воспитывающая у детей веру в Деда Мороза, на мои вопросы сказала мне: ты же рассказываешь детям про Бога, вот, а я про Деда Мороза. Но я верю в Бога, а она в Деда Мороза НЕТ. Даже рассказывая про загробную жизнь, я говорю, что это я так верю, что я не знаю наверняка. Я чувствую огромную ответственность, когда говорю с детьми. Именно потому, что они невероятно доверчивые, поверят всему, что я говорю. Потому что они изо всех сил пытаются понять мир, в который попали, это невероятно трудная работа, а я – самый главный авторитет. Может, детям надо рассказывать про Деда Мороза? Может, это я какая-то ущербная, не понимаю психологии детства, правил игры? Может, у меня детская травма? Я упускаю что-то важное в воспитании, делаю мир моих детей одномерным? Что это за феномен, когда взрослый с честным видом уверяет ребёнка в том, во что сам не верит, считая, что так положено? Зачем?

Разве мало удивительного, что ребёнок будет слушать с открытым ртом? Мир набит удивительными вещами! В далёких морях плавает моллюск, умеющий фотосинтезировать, на далёких островах охотится за мухами плотоядная гусеница, у гигантского кольмара глаз размером с автомобильную шину... Есть что рассказать ребёнку, я считаю.

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
tigroloshad
Oct. 31st, 2016 02:35 pm (UTC)
В целом я с вами согласна. Не считаю нужным вешать ребенку лапшу на уши. Хотя, есть два момента, где я яростно сопротивлялась, но сдалась этой игре - подарки-таки носит Дед Мороз, а монетки под подушку кладет Зубная Фея. Но мне кажется, он уже что-то подозревает :)) Конечно, культивировать этот миф не планирую. Если уж совсем честно, то я его поддерживаю, чтобы ребенок не чувствовал себя шибко умным и не раскрывал глаза на правду остальным детям. Во-первых, он и так шибко умный :), а во-вторых, в нашем дерьмократическом обществе легко можно огрести от другого родителя, чьему деточке испортят праздник правдой. Так что пока Фея и Дед, но это максимум уступок социуму, на которые я готова идти.
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:30 pm (UTC)
Отлично! Больше никто не ответил, что это уступка социуму! У социума какая-то своя логика и своя инерция. А мы маневрируем.
(no subject) - tigroloshad - Nov. 1st, 2016 02:12 am (UTC) - Expand
solange_vera
Oct. 31st, 2016 02:40 pm (UTC)
Наверное, Вы правы. Но насчёт Деда Мороза у меня всё-таки есть сомнения. Я в него верила до определённого времени, а потом с этой сказкой легко рассталась. В остальном - согласна без всяких "но".
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:27 pm (UTC)
Может быть, если бы со мной родители в это играли, я бы тоже верила и воспринимала бы как нечто естественное. А так вчуже мне очень странно.
shokonoko
Oct. 31st, 2016 02:48 pm (UTC)
а я все еще верю в Деда Мороза)))))))))) не в смысле того дядю, который надевает красное пальто и бороду и приносит подарки, а такое мистическое волшебство, которое случается с нами в новый год)))) только с появлением в моей жизни христианства это сместилось на рождество и обрело новый смысл. но это так, не по теме))))) а по теме я со всем согласна. единственное что, разве бабушка не "смотрит с неба"? в смысле, она же незримо может и присутствует
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:26 pm (UTC)
Когда так говорят, но не верят, я имела в виду. Вообще, когда взрослый говорит что-то, во что сам не верит. Если верит – другое дело. Даже и про Деда Мороза. Да. Может быть, дело как раз в том, что я очень верю в чудеса. В реальность чуда. Да, и в Рождество. А когда в это не верят, а только ребёнку говорят: в Новый год случаются чудеса! Это меня коробит.
pt_govorun
Oct. 31st, 2016 04:46 pm (UTC)
Прочитала ваш пост и сама себе изумилась. Оказывается, у меня это на разных полочках лежит - Дед Мороз и вранье детям.
Потому, что с одной стороны, мы не только не отрицаем существование Деда Мороза, но и подарки под елку подкидываем тайком. Хотя это давно перестало быть обманом, и теперь просто милая семейная традиция - в полночь под елкой возникают подарки.
А с другой- я принципиально детям не вру никогда, с тех пор, как меня шестилетнюю мама обманула.
Можно кусок правды не сказать, но никакого вранья никогда.
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:22 pm (UTC)
Я ничего против подарков под ёлкой не имею, против игры в Деда мороза тоже. Вообще, новогодние традиции уважаю, как любые традиции. Но культ Деда Мороза не люблю.
(no subject) - tigroloshad - Nov. 2nd, 2016 02:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - pt_govorun - Nov. 2nd, 2016 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - tigroloshad - Nov. 2nd, 2016 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pt_govorun - Nov. 2nd, 2016 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tigroloshad - Nov. 2nd, 2016 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pt_govorun - Nov. 2nd, 2016 03:53 pm (UTC) - Expand
mormyshka
Oct. 31st, 2016 04:50 pm (UTC)
У вас детская травма. У меня детская травма. У нас детская травма. У нее детская травма. У него детская травма. У них детская травма.
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:20 pm (UTC)
Да.
baby_lyaliko
Oct. 31st, 2016 05:07 pm (UTC)
А пока читала пост вспоминала притчу о лисичке (http://happy-school.ru/publ/o_tikhon_shevkunov_pro_molitvu_i_lisichku_iz_knigi_quot_nesvjatye_svjatye_i_drugie_rasskazy_quot/6-1-0-2935
Вот я наверное так отношусь к Деду Морозу. Детям невозможно, да и не нужно объяснять о мире фантазий и соотношении этого мира с реальностью, о мифах, коллективном (и личном) бессознательном и еще о прочих замечательных и очень сложных вещах, детям нужна лисичка, нужен Дед Мороз, нужна сказка. Они вырастут и сами все поймут про деда Мороза и про настоящие чудеса, которые конечно, есть. Просто у каждого возраста - свои чудеса и своя лисичка.

Но это не исключает того, что история с аниматором странная - мне мотив мамы не понятен.

А вообще этот вопрос не о психологии (кроме того момента, почему у вас такая болезненная реакция), а скорее об этике и философии. Этож вечный холивар - вежливость/ложь, сказка/ложь - из этой примерно оперы..
baby_lyaliko
Oct. 31st, 2016 05:12 pm (UTC)
И еще вдогонку - по моим личным наблюдениям, дети все-таки иначе относятся к фантазиям, чем взрослые. И для них нет практически разницы между любимой игрушкой и подружкой, например. Потеряв игрушку моя средняя рыдала неделю (!) и однажды когда рыдания были особо безутешные я наконец выведала причину неутешности - "мама, как ты не понимаешь, мне ее родители доверили (плюшевые игрушки-родители свою плюшевую дочку-мышку, то есть все в воображении), а я ее ПОТЕРЯЛА! Что я им теперь скажу?!" Э? Что никаких родственных отношений между плюшевыми игрушками не существует? Что никакая плюшевая игрушка не может доверить ничего живому ребенку и что-то с него спросить? Что плюшевые мыши не имеют чувств? Любой другой ответ - "поддержка веры в Деда Мороза" ведь!
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:19 pm (UTC)
Не, тут уже только жалеть.
paradiseoneart
Oct. 31st, 2016 08:17 pm (UTC)
до определенного возраста я верила и в деда Мороза, и в бабу Ягу, и в разных сказочных персонажей, родители подпитывали эту мою веру - сказками, переодеваниями. Потом выросла, поняла, что ничего этого нет, но стала творческой личностью, думаю, отчасти благодаря развитию воображения в детстве:) Со своими детьми собираюсь поступать так же: буду им "врать", переодеваться, искать следы мифических существ:))) по-моему без этого детство не детство, а скучными прагматичными взрослыми они всегда успеют стать))
И на месте бы той мамы сказала бы ребенку: да, мы девушке-аниматору заплатили, но это совсем не значит, что она не любит тебя и не хочет приходить на твой праздник, просто феям тоже нужно работать, чтобы жить)))

Edited at 2016-10-31 08:19 pm (UTC)
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:14 pm (UTC)
Со мной совсем не играли родители, я придумывала себе всё сама, очень много. И тоже стала творческой личностью)) Но я с детьми играю, много фантазирую для них. Это не "враньё". Враньё запутывает реальность и вымысел. Игра вполне всегда на своём месте.
(no subject) - paradiseoneart - Nov. 1st, 2016 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - paradiseoneart - Nov. 1st, 2016 12:12 am (UTC) - Expand
chepuhovinka
Oct. 31st, 2016 08:59 pm (UTC)
Очень вас понимаю и поддерживаю.
Тоже, конечно, стараюсь не врать детям, но вот Дед Мороз и Зубная Фея некоторое время меня смущали. Но потом я нашла формулу: тем детям, кто верит в Деда Мороза, подарки приносит дед Мороз. Тем, кто верит, что его нет, подарки дарят родители. И успокоилась на этом.))
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:10 pm (UTC)
Да, как-то так. Меня смущает роль родителей, которые это детям говорят. Это как-то странно. Но, так у нас принято.
morskoy_anemon
Oct. 31st, 2016 09:08 pm (UTC)
ИМХО, Дед Мороз и Зубная фея - это вовсе не вранье, точнее сказать, это "вранье" совсем иного порядка, что про девушку-аниматора. Вспоминая себя, я верила в Деда Мороза искренне, но не более, чем в сказочных персонажей, или сейчас -в драконов :) То есть Дед Мороз и Бог - явления настолько несопоставимые, что они никак не могут друг другу противоречить :) Вырастая, я, конечно же, рассталась с этой верой и никакой травмы от этого у меня не было. То, что на детской елке мы верим в то, что загримированный актер с ватной бородой - и есть Дед Мороз - это вера в театральную условность, занимающая свою нишу, но от этого не менее искренняя.
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:09 pm (UTC)
Вот. А мне сейчас на ру.психолог изложили теорию, что Дед Мороз очень близок к христианскому Богу. Я за сказку и игру. Верить, пока играешь.
olesya_ewa
Oct. 31st, 2016 09:52 pm (UTC)
Ну-у, не знаю... По-моему, ничего страшного в Деде морозе нет - часть игры или сказки! Своим детям мы клали игрушки под елку от имени Деда мороза, дети давно выросли, но семья продолжает играть в Деда мороза, кладя подарки под елку - весело! И все ждут этого момента, бегают и заглядывают под ветки!! До сих пор!!! И я в том числе!!!:)))
skazki_detkam
Oct. 31st, 2016 11:06 pm (UTC)
Страшного ничего нет, если это игра. А если культивировать веру в НАСТОЯЩЕГО ДЕДА МОРОЗА и что ЧУДЕСА ВОЗМОЖНЫ, ТОЛЬКО НАДО ВСЕМ СЕРДЦЕМ... Меня коробит.
(no subject) - paradiseoneart - Nov. 1st, 2016 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Nov. 1st, 2016 05:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - baby_lyaliko - Nov. 2nd, 2016 06:59 am (UTC) - Expand
filologos
Nov. 2nd, 2016 07:55 pm (UTC)
Ох. С Дедом Морозом у нас отдельная история. Я наивная девочка, верила, а в 8 лет бабушка мне жестко все объяснила. Я расстроилась, приехала домой и все рассказала младшим брату и сестре - почти 4 и год с копейками. В общем, дети у нас все были "реалистами". А родители до сих пор не сознались, КАК они так ловко прятали подарки, потому что в храм ночью мы уходили вместе все, а возвращались - и мешки красивые лежат.
Но даже в мои 20 с копейками мама говорила "ничего не знаю, Дед Мороз". Это ужасно расстраивало, хотя бы потому, что ведь и правда, хочется уметь делать вот такие "чудеса".
У меня правда очень обостренная, у брата тоже, никаких ряженых, он на Елках всяких при виде Деда Мороза-Снегурочки под стул прятался, потому что неудобно было. А вот у сестры такого не было, она вообще в театральные художники подалась )
skazki_detkam
Nov. 8th, 2016 07:07 am (UTC)
Мне кажется, это самый худший вариант из всех – когда один близкий взрослый разрушает миф, крепко построенный другим. У меня такого опыта – слава Богу! – нет. Устраивать чудеса своими руками мне очень нравится. Но что-то заставляет всё время следить, чтобы это не переходило границы "понарошку".
(no subject) - filologos - Nov. 8th, 2016 11:26 am (UTC) - Expand
maria_ammi
Dec. 12th, 2016 05:11 pm (UTC)

Добрый день!
Согласна с Вами. Ну не могу я рассказывать ребенку о том, что заведомо неправда, тем более когда он смотрит на меня такими честными, доверчивыми глазами. Зачем заигрываться и фантазировать, когда можно рассказать много интересного даже об обычных вещах.
Маша, мама мальчика.

skazki_detkam
Dec. 13th, 2016 05:30 am (UTC)
Здравствуйте, Маша! Да, честный, доверчивый взгляд – сохранить бы его у ребёнка подольше!
( 38 comments — Leave a comment )

Profile

волшебная
skazki_detkam
Аня Жук

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com