?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Понравилась статья neivid http://neivid. Про отсутствие эмоционального подключения к детям. Про родительство без вовлечённости. У меня со старшими детьми как раз не было ни грамма этого самого, я настрадалась в их младенчестве. "Когда это кончится?" - вот основной вопрос такого родителя. И чувство вины его постоянный спутник. "Почему я не люблю ребёнка? Все любят! Я - ненормальная!" Это опускает. Это тяжело, скучно, нудно, почти невыносимо. Только с Дуняшей мне стало легко-легко. Дуняша - мой первый воздушный шарик, Фрося и Федя - ещё воздушнее, а вот Илья и Ульяна и были гирями и даже остаются в какой-то мере - не по их вине, а в моём психологическом восприятии.

Автор сообщает, что это очень распространено, хотя об этом редко говорят, что не надо считать себя уродом. Что от родителя это не зависит, значит не может быть поводом для угрызений. Что эмоциональное подключение не стоит путать с любовью. Не "Я не люблю своего ребёнка", а "У меня не включилось то, что должно было включиться". Да. Это точно. Я люблю Илью и Ульяну. Просто у меня не включилось в их младенчестве что-то там, в глубинах, я не была настроена на их волну, я не попадала в ритм. Я осознавала это как вину и катастрофу. Автор предлагает отнестись к этому рассудительно. И работать спокойно в направлении осознанности и справедливости. Да, хорошо. Автор не оперирует этим понятием, но построение отношений осознанных, идущих от головы - это как раз построение привязанности. Это то, что спасло меня в моих страданиях со старшими. Спасибо Ньюфелду, Ольге Писарик и Альфа-сообществу, из которого меня вовремя выперли, как раз когда стало уже скучно.

Автор не указывает причину явления. Почему не включилась эта самая включённость? Почему не завязалась эмоциональная связь? Возможно, это какое-то индивидуальное качество? Тогда почему оно так распространено, но ощущается как неправильное? Это физиологическое явление? Окситоцин плохо вырабатывается? Почему? Гормоны зависят от настроя не меньше, чем настрой от них, родимых.

Мне кажется очевидным, что это социо-культурное явление. Не больше не меньше. Материнство, отцовство, вообще семейность вымываются из культурного контекста. Есть ещё образ семьи, но нет живой традиции его воплощения. Редко встречается. Мужчина и женщина редко создают прочные отношения, редко заводят в этих отношениях больше одного ребёнка. Девочки не носят на ручках младших братьев-сестёр, матери не кормят при них грудью одного ребёнка за другим. Эпизод рождения младшего ребёнка в семье переживается часто старшим как несчастье. Всё с тем же рефреном: "Когда же это кончится?"

В детском саду и школе, где дети проводят почти всё свое время, не учат заботе о малышах, коллектив одновозрастный, другие классы - другие миры, а младенцы - вообще за пределами. Фильмы и мультики говорят о чём угодно, только не об этом. Девочки не играют больше в пупсов, в дочки-матери, они играют в барби, в машинки, в плюшевых зверушек. Повзрослевшая девушка-барби, заработав на машинку, заводит зверушку. Девушка мечтает о любви, а также у неё есть смутное представление о том, что к тридцати надо иметь ребёнка. Если она религиозна, у неё есть отчётливый образ большой семьи, навязанный соответствующей её религии культурой. Она считает, что детей должно быть много. Ну, или ребёнок сам появляется - от любви. И вот. Ребёнок (а то и несколько) есть, а вовлечённости нет! Ничто не подготовило - ни школа, ни фильмы, ни книги, ни детские игры, ни собственный детский опыт. Такие дела.

Как ребёнок, никогда не видивший, как играют старшие дети, не играет, страдает от скуки, так женщина, изолированная от культуры материнства, страдает от материнской недостаточности. Материнство (и отцовство тоже) - социальное поведение, оно должно быть передано и воспринято, желательно в раннем возрасте. Тут ещё надо учитывать, что воспитание, особенно в раннем возрасте, это не только научение, но формирование в целом. У девочки, которая укачивает запелёнутый в тряпочки чурбачок, наверняка одновременно нарастают какие-нибудь рецепторы, чувствительные к окситоцину. (Пусть физиологи меня поправят). Если формирование прошло кривовато, приходится действовать от головы. Двигаться к осознанности и справедливости. Согласна с автором, это помогает. Скажу больше. Со временем всё же количество переходит в качество. Говорят, со вторым ребёнком легче. Мне стало легче с третьем. А недавно говорила с одной мамочкой, так ей стало легче только с четвёртым (у неё сейчас семь). Если моя теория верна, нашим с ней детям должно быть легко с самого начала. Вот и посмотрим.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
toshace
Jun. 29th, 2016 04:16 pm (UTC)

Спасибо. Очень важная тема. Мне кажется что у меня есть "эмоциональное подключение" со своими детьми, но таки да, с третьим стало проще, поскольку уже живёшь в детском мире и знаешь его ценность, ну и наверное что по-большому дети стоят выше всех забот-работ.

skazki_detkam
Jun. 29th, 2016 06:37 pm (UTC)
Вот! Обычно детский и взрослый миры едва пересекаются! Нужно родить троих, чтобы проникнуться. Работа всегда противопоставлена. И даже личное счастье противопоставлено, "пожить для себя" - значит без детей! С моей нынешней колокольни это странно.
nastya_orl
Jul. 6th, 2016 08:13 am (UTC)
Я рассматриваю это явление - отсутствие понимания собственных детей все же как неправильное, то, от чего надо уходить. И по идее так и должно происходить - с каждым следующим ребенком - у вас есть примеры, когда первого или второго понимали лучше, чем третьего или последующих? Мне в этом плане кажутся важными грудное вскармливание, ношение на руках совместный сон и все такое - больше тактильного контакта, меньше из головы, больше через сердце, если коротко.
Про социо-культурное явление - полностью согласна. Из-за того, что нет перед глазами картинки, нет опыта - ощущения, как у первопроходца. Я думаю, что в сложившемся нашем обществе для девочек предпочтительнее те профессии, где есть работа с детьми, ну такой практикум до рождения своих:)

У меня с Сережей очень плохо с пониманием - отчасти из-за того, что первый год его жизни моей главной ролью было "заниматься" , но эта отстраненность от главной задачи - любить и быть мамой - до сих пор отдается и мешает - как занятием, так и взаимопониманию. Если бы у меня был шанс второй раз пройти этот период, я бы по-другому расставила акценты.
skazki_detkam
Jul. 6th, 2016 12:25 pm (UTC)
О да! Мы с Олей (мамой моих многочисленных племянников) тоже это обсуждали - вот если бы второй раз можно было первенцев поняньчить! Тут помогает тактильный контакт по возрасту - возилки, подвижные игры, игры в одной команде, поход... если это возможно, конечно. Да. И ещё советуют красиво одевать ребёнка, как и с приёмным. Типа это делает его более привлекательным. Звучит глупо, но работает))
Оно, конечно, неправильное явление. Но не вина родителя, а своего рода хромота. Тут нет смысла угрызаться. И трудно это развивать. Да, оно потихоньку к следующим детям само развивается, но взять и развить - не получается. Приходится имитировать - от головы. Про это как раз, мне кажется, и есть Теория привязанности Гордона Ньюфелда и его альфа-родительство. Технология создания с ребёнком отношений, которые датут ему нужное, даже если у исполняющего обязанности родителя взрослого человека нет естественной связи с этим ребёнком. Например, в случае усыновления, или в случае вот такой материнской недостаточности.
Ох.
nastya_orl
Jul. 6th, 2016 04:20 pm (UTC)
Для меня было очень важным одевать Сережу в красивое и новое (особенно первый год) - но я это относила и отношу у себя к тому, что для меня важно, чтобы вокруг меня были любимые вещи, удовлетворяющие моему чувству прекрасного и гармоничного. Внешний вид для меня очень значим. Да, Сережа у нас редкостный красавец, так что тут мне свезло:)
А я скорее не как хромоту воспринимаю а как, скажем, отсутствие слуха и голоса - я только в двадцать узнала, что это можно прилично развить. Надо только заниматься. Ну и тут - тоже надо заниматься и будет прогресс. Время, мне кажется, требуется для любого навыка - и для развития понимания ребенка, и для того, чтобы осмыслить какую-то воспитательную теорию и переложить под свой случай.
skazki_detkam
Jul. 6th, 2016 06:52 pm (UTC)
Да, только ребёнок растёт быстрее, чем удаётся что-то развить. Бедные первенцы! Да, для меня тоже важно, как выглядит окружающий мир, вещи, люди, пейзажи. Моя борьба с борщевиком, как я не прикрываюсь рациональным, растёт оттуда же - природа изуродована, пейзаж под борщевиком некрасив. Даже если бы он не был ядовитым и опасным для детей, я бы всё равно боролась - за красоту))
nastya_orl
Jul. 7th, 2016 05:38 am (UTC)
Ну, борщевик - это экологический террорист, сложно даже представить, чтобы он был не такой мерзкий как по виду, так и по сути. Ваш опыт борьбы вдохновляет, буду стремится туда же, а то пока только мрачное наблюдение за его прогрессом в переяславской области, где у родителей дачный дом в деревне
skazki_detkam
Jul. 7th, 2016 05:52 am (UTC)
Мрачное наблюдение сводит меня с ума. Мне надо давать выход - делать хоть что-то. Я понимаю, что не смогу победить в размераз Новгородской области. Но когда он жухнет в радиусе пары километров - уже бальзам на душу!
nastya_orl
Jul. 7th, 2016 08:51 am (UTC)
Да думаю, мрачное наблюдение - это вредное занятие, у меня к нему склонность, стараюсь переводить в действие
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

волшебная
skazki_detkam
Аня Жук

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com