?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Макаренко писал Горькому (1935 год, февраль):
"Ругаете Вы меня или помогаете, а я всё равно не умею так написать Вам, чтобы хотя на минуту Вы почувствовали всю глубину и теплоту моей благодарности и любви к Вам. (...)
Спасибо, что обругали (Горький в письме критиковал Макаренко за увлечение написанием пьес пока не окончена "Педагогическая поэма") Это у Вас так сильно и ласково выходит, что мне может позавидовать любой мой воспитанник. Секрет педагогического воздействия таким образом ещё и до сих пор для меня проблема. Во всяком случае после Вашей проборки мне хочется написать не третью часть "Педагогической поэмы", а третью часть чего-то страшно огромного."

Отношения между Горьким и Макаренко, между Горьким и колонистами-горьковцами - это очень интересная тема. Макаренко переписывался с Горьким, читал горьковцам его произведения. Колонисты писали Горькому коллективные письма, Горький писал колонистам, эти ответы с волнением зачитывались, письма зачитывались до дыр. Колония была построена таким образом, что старшие колонисты довольно основательно руководили младшими, были для них примером и даже воспитателями, прямым начальством. Старшие колонисты очень крепко были привязаны к Макаренко, в "Педагогической поэме" становление этой привязанности подробно  описано. А сам Макаренко был, как мы видим, очень привязан к Горькому, Горький был его учителем, почти духовником. Получается педагогическая пирамида, в которой нечо передаётся от очень большого и сложившегося человека к большому, от него - к подростающим, от них - к находящимся в стадии личинки.

Такие отношения бывают, они складываются в устойчивых системах, формирующих и реализующих живую традицию. Так устроена традиционная семья. Почему-то пришёл в голову пример из Брэдбери ("Вино из одуванчиков"), там прекрасно описывается смерть прапрабабушки. Иногда тренер может не только вести к спортивным достижениям, но и быть проводником традиции личностного роста от своего тренера к подрастающим спортсменам. Или научный руководитель. И конечно, священник, имея ещё более опытного духовника, становится для своих духовных чад проводником духовного роста, а они могут быть проводниками, например, для своих детей.  Мне кажется, эта схема настолько важна для человека, что формирует феномен субкультурных систем ядерного типа с их "иконами", авторитетами, рядовыми участниками (я не большой специалист в вопросе, когда-то читала книжку Татьяны Щепанской "Система", формулировок и терминов точно не помню).

Человеку очень хочется быть частью пирамиды. Либо это обусловлено эволюционно, как многие неосознаваемые нами потребности, допустим, именно так функционировало первобытное племя, расширенная семья или что там было на самом деле у наших предков на протяжении пары миллионов лет доисторического периода, вопреки домыслам учёных. Либо первична система Бог-Христос-подвижник-послушник, либо ещё первичней - Бог-Адам-детиАдама (где-то в этой схеме и Ева была). Как ни посмотри, чтобы стать человеком надо иметь проводника, у которого есть свой проводник, не успеешь оглянуться, появляются те, для кого ты - дед Мороз проводник, не потому что можешь, а просто пора. Беда, если над тобой никого нет.

Извините за многобуков.

Profile

волшебная
skazki_detkam
Аня Жук

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com