?

Log in

Previous Entry | Next Entry

границы

А я всё читаю книги о воспитании. Генри Клауд, Джон Таунсенд "Дети: границы, границы... Как воспитать у ребёнка чувство ответственности."

Обложка уродская, книжка хорошая. Христианские авторы, пусть и западные. Перекликается с Шишовой "Ребёнок не слушается", но более стройно изложено.

Советуют сперва разобраться, правильно ли родители сами умеют строить границы - уважают ли других людей, детей, самих себя, умеют ли говорить "нет", следовать установленным правилам, смиряться с ударами судьбы и идти дальше и т.д. Затем приступить к воспитанию у ребёнка всего этого.
Первым делом, научить ребёнка управлять собой, а не вертеть окружающими. По возрасту. Понятно, что младенец вертит всеми и совершенно не управляет собой. Взрослый - наоборот. Этот путь надо помочь ребёнку пройти. Для этого пресекать все попытки манипулирования. Требовать неукоснительно исполнять необходимые обязанности и правила с применением соответствующих последствий - не вернулся к ужину, остался без ужина. Пресекать попытки передвижения границ. Держать! Держать! Никому не нравится, когда его ограничивают. Но если граница незыблема, то бунт сменяется печалью (вроде слёз тщетности у Ньюфелда, по-нашему - смирение). А затем ребёнок приспосабливается. Это бесценный опыт для взрослой жизни - смиряться, если нельзя преодалеть, и жить дальше, а не зацикливаться и останавливаться. Ну да, смирение - наше всё.
Обещают, что со временем внешние границы становятся внутренними. Очень советуют поощрять самостоятельность. Где только возможно давать максимальную свободу, не бояться позволить ребёнку столкнуться с последствиями неправильного поведения (конечно, кроме того, что представляет опасность). Всегда внимательно и с любовью выслушивать жалобы (активное слушание, проговаривание невысказанных эмоций) и сопереживать, но не решать проблемы ребёнка, если есть шанс, что он справится сам. Трудно бывает удержаться! Авторы практически в каждой главе напоминают, что воспитание - дело временное, что ребёнку предстоит жить самостоятельно, что главная цель - научить ребёнка обходиться без надзирателей. Что из детей, у которых не сформировали границы, получаются неудачники, тираны и люди склонные попадать в зависимость.

"Если вы начинаете спорить с ребёнком или осуждать его, то реальность перестаёт быть его проблемой. Проблемой становитесь вы." Вместо того, чтобы научиться справляться с реальностью, ребёнок учиться справляться с родителями. Так и есть.
Вещи очевидные как "к вечеру всегда темнеет". Но мне сейчас очень кстати. Федя - манипулятор и наездник на маме. Разрушитель всех границ. Книга напомнила мне всё, что я раньше читала - у Гиппенрейтер, у Шишовой и пр. Вернула на рельсы. Спасибо, Верочка!

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
tigroloshad
Nov. 15th, 2015 08:08 pm (UTC)
Ну все, теперь точно куплю киндл. Надо прочитать, очень ценная информация!
skazki_detkam
Nov. 16th, 2015 08:12 am (UTC)
А я бумажные книжки покупаю. Которые хочу потом ещё прочитать. Электронную закачал, прочёл, стёр и забыл. А на полке стоит - вроде как в голове))
tigroloshad
Nov. 16th, 2015 03:14 pm (UTC)
Я тоже очень люблю обычные бумажные книжки и только их и читаю. Но :). Помогала тут разбирать огромную библиотеку двух скончавшихся старичков - это ужас... У них книги стояли на полках десятилетиями, состояние их было, мягко говоря, плачевное. Некоторые были полностью покрыты плесенью, и это при том, что дом был не влажный и не тухлый. Так что книги надо или держать за стеклом, что я и делаю, но тогда на большую библиотеку надо, соответственно, дофига застекленных полок/шкафов, либо можно хотя бы вот такую литературу держать в электронном виде. Что хорошо именно у таких книг (по воспитанию, питанию, садоводству и тд), что можно быстро поиском найти потом нужное мести и освежить в памяти - ведь такую литературу читаешь не для удовольствия, а для информации. Так что я, наконец, сдалась и ищу читалку :)
skazki_detkam
Nov. 16th, 2015 04:35 pm (UTC)
А я читалку разбила(( Моя бумажная библиотека почти полностью состоит из детских книг и книг по воспитанию, психологии. Они пока не залёживаются, плесень им точно не грозит. Если что и грозит, так быть взятыми почитать и не вернуться.
dz0rin
Dec. 17th, 2015 03:42 pm (UTC)
То ли в книге всё попутали с точностью до наоборот, то ли я совсем попортился..:)
Как связана способность отвечать за последствия собственных решений с устанавливаемыми кем-либо внешними границами?
И отчего интериоризируемые извне "границы", находясь уже внутри сознания ребёнка, не останутся там на неопределённо долгое время (вполне возможно, и пожизненно) внешними, по отношению к сознанию ребёнка, образованиями?
Для чего вместо подзатыльника использовать метод Ньюфельда, предлагающий вместо физического насилия более тонкие механизмы насилия эмоционально-душевного? Чем подзатыльник хуже?

Edited at 2015-12-17 03:49 pm (UTC)
skazki_detkam
Dec. 17th, 2015 04:58 pm (UTC)
Способность отвечать за свои поступки всего лишь социальное поведение. Оно связано с подражанием тому, кого ребёнок ценит, с одобрением и неодобрением. Это навык. Как умение говорить, например. Язык является для младенца совершенно внешним, а потом он на нём всю жизнь думает.

Внедряемые извне границы становятся внутренними в процессе их многократного применения. Мы верим в то, что практикуем. Очень часто бывает, что человек отвергает модель поведения, которую предложили ему в детстве родители. Бывает, что затем возвращается к ней, переработав с учётом опыта. Наверное, тут важно качество модели, её универсальность, жизненность. То же и с границами.

Про насилие. В книге предлагают использовать педагогику последствий, то есть шантаж. Насилие физическое, насилие моральное, шантаж... Я думаю, у любого воспитателя в арсенале есть все эти методы. Если воспитатель любит детей и умеет с ними обращаться, если дети его ценят, то эти методы имеют вид игры по правилам, ритуала. Если не любит, не умеет обращаться, не умеет заинтересовать детей в себе - его ждёт бесславная битва за свой авторитет с выявлением диверсий и гонкой вооружений.

dz0rin
Dec. 18th, 2015 04:03 pm (UTC)
Вообще-то, дети никогда не "подражают" взрослым (я имею в виду раннее детство, дальше обычно родители вольно или невольно купируют способности ребёнка, его индивидуальность, субъектность подрезаются...). Более того, они и взрослого-то как деятеля поначалу не воспринимают. Но видят те волшебные преобразования, которые происходят с предметами в его руках, например.

Точно также, они не подражают животным, наблюдение за которыми побуждает их запомнить и удержать в памяти их образ. Образная игра далека от задач механического подражания. Это изначально интерпретация. Принимая образ, поразившего своим неожиданным поведением, вставшего на дыбы котёнка, ребёнок, как бы повторяющий его движения (при этом он образ строит внутри сознания, а не повторяет их, причём, его изначально интересует смысл, суть образа, его внутреннее состояние, просто он не понимает поначалу, какие детали образа наиболее существенны и характерны, а какие нет, поэтому, на всякий случай, старается воспроизвести всё это покуда как можно точнее), напрягая мышцы спины, начиная мяукать грозно и т.д., понимает, что котёнок внутри себя в этот момент переживает, понимает суть этого события, его смысл. Сама моторика, связанная с образом, начинает как бы восстанавливать и соответствующее этой позе, характеру движений психическое состояние. Вот откуда эффект понимания возникает. Так развиваются механизмы эмпатии.

И слава Богу, что хотя бы изначально у ребёнка не хватает возможностей при восприятии, и неразвитость восприятия, а также и движений и их координации не позволяют сразу схватить и удержать довольно точно все подробности чужого образца действий, чужого образца речи и т.д. Именно по этой причине он практически заново вынужден воссоздавать по понятому им смыслу всё-всё, что только сумеет воспринять и пережить. Он заново должен сделать для себя все открытия, которые некогда сделали взрослые, будучи детьми, заново овладеть всеми способностями, свойственными роду человеческому в целом...

С речью - то же самое. Вообще, ребёнок начинает слышать низкие звуки речи уже во внутриутробном периоде развития, когда закладывается внутреннее ухо (вестибулярный аппарат и слух). И первые звуки, которые он слышит - это папин голос. Если папа с любовью относится к своей супруге, тогда его голос синхронизируется с движениями мамы (в силу тех же механизмов эмпатии, когда мы стремимся понимать тех, кто нам интересен, кто нами любим), и соответственно - с движениями и всеми другими переживаниями покачивающегося в околоплодных водах плода. Эти синхронии впоследствии образуют базовый ритм коры головного мозга. Иными словами, воспринимаемая извне звучащая речь изначально отражает не только гармонию, царящую внутри семьи, но и глубоко синхронизирована с переживаниями, которые испытывает ещё не родившийся ребёнок. И это - предтеча тех психологических механизмов, которые в будущем позволят ребёнку овладеть речью как способностью, стать её субъектом...

Edited at 2015-12-18 04:38 pm (UTC)
skazki_detkam
Dec. 18th, 2015 04:51 pm (UTC)
Не согласна. Слишком долго делать все открытия заново. Так развиваются осьминоги, поэтому у них нет цивилизации. Низкие звуки отцовского голоса не помогут Маугли. Маугли будет копировать социальное поведение волков. Можете считать мои рассуждения наивными или избитыми, но мне так проще видеть то, что я вижу. Слишком длинные слова (и комментарии) меня только расстраивают.
dz0rin
Dec. 18th, 2015 05:11 pm (UTC)
Самый эффективный путь развития, а также, самый интенсивный из всех возможных способов обучения - это идти именно от самого себя и все, уж хотя бы базовые, первоначальные, открытия совершать только самостоятельно. А кроме того, при таком подходе, попутно, ребёнок ещё и выздоравливает, уходят все психосоматические заболевания и мн.др. Мне говорить об этом может быть чуть проще, потому что наблюдаю за ходом одного исследования, проводимого отечественным нашим психологом в течение более чем 30 лет. При этом не предлагается лишать ребёнка общения с культурным взрослым, напротив. Не предлагается помещать его в среду, которая не будет способствовать этим открытиям. Открытие делается легко и свободно, если позволить себе и детям двигаться от простого к сложному, опираясь на накопленный предшествующий собственный опыт. А если это так, то при чём здесь Маугли? Но, как Вы заметили, даже Маугли вполне осваивает весь арсенал способностей, необходимый для выживания в социуме волков, куда его забросило волею судьбы. И он не превратился в умственно отсталое существо, не способное самостоятельно себя обслужить. Ни один волк не выживет в стае, ежели он будет способен только на то чтобы нечто "копировать". Это всё-таки довольно упрощённое представление о законах природы, согласитесь...


Edited at 2015-12-18 06:47 pm (UTC)
skazki_detkam
Dec. 18th, 2015 08:21 pm (UTC)
Спасибо за видео, очень понравилось моим девочкам, они любят волков и романтически мечтают о слиянии с дикой природой.

В книге Киплинга Маугли вырос человеком среди волков. Вы считаете, это реально?

Вы считаете, что изобретать велосипед - самый интенсивный путь?


dz0rin
Dec. 19th, 2015 06:51 am (UTC)
Да, я думаю, что самому делать открытия - это самый быстрый путь развития психики. Причём, ребёнку, как и учёному, вовсе не обязательно доводить своё открытие, субъективно сделанные обобщения собственного опыта, до стадии производства..:) Он вполне довольствуется моделью, эскизом, рисунком. Но если его собственную модель довести до производственного образца, если устройство велосипеда он понял правильно, то его велосипед обязательно поедет. Хотя, и не будет похож ни на одну из действующих моделей.

Я видел в начале 90-х фильм о человеке-Маугли, которого из стаи забрали лет в 5 наверное или чуть раньше. Он научился говорить, хотя с трудом выговаривая слова. И он даже выучился. Единственное, что он никак не мог понять, зачем люди убили его ПРИЁМНУЮ МАМУ - Волчицу. Когда он о том, как его "освобождали", слёзы непроизвольно подступали. Конечно, если бы он остался в стае, он так и не выучился бы, не начал говорить по-человечески. В волчьей стае свой необходимый и достаточный язык. А Ясон Бадридзе в других интервью рассказывал, как он обучал молодых волков различным способностям, например, не нападать на домашних животных, чтобы не портить отношения с людьми. Они очень обучаемы. Если кто-нибудь в стае случайно овладевает какой-либо способностью, все остальные этим также овладевают. Каждый член стаи - подлинная их ценность, за него они не задумываясь отдадут жизни, если понадобится. Так же, обучаемы и обезьянки шимпанзе. По Би-Би-Си в те же годы показывали фильм об одной стае, которая жила в местности, где не хватало пропитания, но было довольно много орехов. И одна молодая обезьяна научилась эти орехи разбивать с помощью камня-наковальни и камня-молотка, подглядев этот способ у людей. В стае целая школа была открыта, вокруг обезьянки этой, которая стала взрослой альфа-самкой, вся молодёжь выстраивалась в круг, выставляя на камеру свои задницы :) Как они учились!!! Это было снято здорово. К каким хитростям вынуждены были прибегать, чтобы открыть секреты и нюансы этой способности. Целая история. К сожалению, не могу теперь этот фильм отыскать. Они и другие способы у людей "лямзили". Но только поняли их совершенно иначе, фактически овладевая другими способностями (человек для них, всё-таки, слишком непонятное существо)...

Edited at 2015-12-19 07:25 am (UTC)
skazki_detkam
Dec. 19th, 2015 02:01 pm (UTC)
Ну вот. Значит, учиться колоть орехи можно. И говорить по-человечески надо учиться, сам не изобретёшь. И как себя вести - тоже приходится учиться. Про сам механизм обучения, какую роль там играет открывание заново того, что есть в виде примера - это другой вопрос.
Кстати, волки, уверена, тоже много учат своих волчат и тоже используют насилие не только физическое, но и моральное.
dz0rin
Dec. 19th, 2015 02:14 pm (UTC)
Позаимствовать идею расколоть и съесть орех, конечно, можно. Достаточно увидеть, как это делает взрослая обезьянка и попробовать крохи с её стола. Но старшая обезьянка вовсе не собирается никого ни чему учить. Она просто сидит себе, и питается орешками. И - никакого насилия..:) Вот в чём проблема. Хочешь есть, учись сам. И молодые, подглядев что происходит, берут первый попавшийся камень, кладут на него орех и бьют другим камнем. Но ничего не получается... ... ... И очень долго ничего не получается. Подвох в том, что способность по подражанию не передаётся. Другое дело, ежели б все камни природа выпускала по госстандарту, тогда может быть было бы проще с этом смысле :))
skazki_detkam
Dec. 19th, 2015 02:29 pm (UTC)
Насилие начинается тогда, когда члены группы заинтересованы в результате. Обезьянка, которая кушает, плевала на то, насколько успешно кушают её товарки. А мне, например, вежно, чистят ли мои дети зубы. Вот и повод для манипулирования, шантажа и морального насилия. И даже физического! Услуги зубных врачей так дороги! А если ждать, что ребёнок осознает необходимость регулярно чистить зубы - то зубов уже не останется. Очень частный пример, но так обстоит дело со многими-многими сферами деятельности.
(no subject) - dz0rin - Dec. 19th, 2015 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 19th, 2015 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 20th, 2015 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 21st, 2015 05:42 am (UTC) - Expand
dz0rin
Dec. 19th, 2015 01:44 pm (UTC)
Вопрос о "границах" обсуждал в сообществе ЗА недавно с Марией. По-моему, состоялся очень интересный разговор.
http://alpha-parenting.livejournal.com/1611366.html?thread=68649318#t68649318
skazki_detkam
Dec. 19th, 2015 02:08 pm (UTC)
Альфа-теория мне симпатична, пару книжек Ньюфелда я прочла. Хорошее понятие "привязанность". Но в сообществе мне не понравилось. И меня там давно забанили. Ладно, обсуждение посмотрю.
dz0rin
Dec. 19th, 2015 02:22 pm (UTC)
Не важно, с кем именно обсуждение состоялось. Мне кажется, что в нём наметились основные вопросы в самой этой теме "границы"...
skazki_detkam
Dec. 19th, 2015 02:39 pm (UTC)
Там, вроде, про другое? Или я опять не поняла?
dz0rin
Dec. 19th, 2015 02:48 pm (UTC)
Там - "о том же" самом, только с позиции самого ребёнка (конечно, как я сам эту позицию понимаю). То есть, с точностью до наоборот, в общем, по сравнению с тем, о чём говорится в книге по вопросу о "границах" (насколько я понял из Вашего поста).

Edited at 2015-12-19 02:49 pm (UTC)
skazki_detkam
Dec. 19th, 2015 11:18 pm (UTC)
Книга о том, что родитель ребёнку должен уметь говорить "нет" и "надо".


Edited at 2015-12-19 11:50 pm (UTC)
dz0rin
Dec. 20th, 2015 06:54 am (UTC)
"Книга о том, что родитель ребёнку должен уметь говорить "нет" и "надо"."

Вопрос лишь в том, кому надо это "надо" и насколько принципиально хотя бы для самого взрослого его собственное "нет", сказанное ребёнку. Потому что далее следует конкретный пример:

"не вернулся к ужину, остался без ужина. Пресекать попытки передвижения границ. Держать! Держать! "

Принципиальнейший момент, конечно..:) Не опоздает к ужину только тот ребёнок, который не увлечён никаким делом. Вот он - может вовремя прийти. Только с ним другая проблема обычно - есть он, отчего то, вечно не хочет.
skazki_detkam
Dec. 21st, 2015 05:57 am (UTC)
Да, конечно, разные вещи можно считать за "надо" и что за "нельзя". Кому-то важно, чтобы дети хотя бы не опаздывали к ужину, делали уроки и чистили зубы, а кому-то, чтобы пол натирали каждый день (как в колонии Макаренко), но установленные правила должны быть. И они вовсе не создают ограниченных людей. Наоборот.

Нормальный ребёнок почти всегда увлечён каким-нибудь делом)) Это не значит, что все должны под него подстраиваться.
dz0rin
Dec. 21st, 2015 10:04 am (UTC)
Ребёнок рождается, и вся семья под него подстраивается. Не хотела бы, не рожала бы :) А не подстроится, он просто не выживет. При этом все остальные (ну, или почти все) ничего ему не должны.
Но если воспитатель в детском саду не подстроится, и учитель со своей программой в школе не подстроится, а и взрослый скажет, что не будет подстраиваться, ни чему ребёнок не научится. Вообще. Если музыкальный руководитель не соизволит хотя бы несколько раз прийти и подстроить хотя бы с десяток своих мелодий, которыми успел за всю жизнь овладеть, в ритм движений скачущего на скакалке или на батуте малыша, ритм этот ребёнок может вовсе не начать воспринимать, не говоря уже об ассоциациях (образах), которая музыка должна бы, по идее, вызывать (а вот не подстроится музрук, не должен он, и не будет ассоциаций, хоть тресни).
И Антон Семёнович подстраивался. Ещё как.

Edited at 2015-12-21 10:07 am (UTC)
skazki_detkam
Dec. 22nd, 2015 01:50 pm (UTC)
Одно дело новорожденный, другое - дошкольник и так далее. И потребность в том, чтобы под него подстраивались разная, и способность выполнять требования.

Конечно, взрослый, занимающийся с ребёнком, должен быть на ребёнка настроен, равнодушные люди вообще не должны быть допущены к процессу воспитания. Равно как и мстительные, жестокие, озлобленные и прочие опасные граждане.

У Антона Семёновича были и методы физического воздействия - наряды вне очереди, аресты (я уже не говорю о том, что воспитанники, бывало, лупили слишком "трудных" товарищей), и методы психологического давления, например, совет отряда, да и его собственное неодобрение.
(no subject) - dz0rin - Dec. 22nd, 2015 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 26th, 2015 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 23rd, 2015 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 23rd, 2015 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 26th, 2015 07:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 26th, 2015 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Dec. 29th, 2015 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Dec. 29th, 2015 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Jan. 2nd, 2016 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Jan. 2nd, 2016 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Jan. 4th, 2016 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Jan. 4th, 2016 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skazki_detkam - Jan. 4th, 2016 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Jan. 4th, 2016 03:20 pm (UTC) - Expand
dz0rin
Dec. 20th, 2015 08:15 am (UTC)
Личностные свои границы ребёнок сам учится выстраивать (если рос в условиях, позволяющих эти границы хотя бы почувствовать), поначалу делая это вполне реально и предметно. Я об этом и пытался сказать Марии.
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

волшебная
skazki_detkam
Аня Жук

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com