?

Log in

Previous Entry | Next Entry

люблю

Странное дело, я часто пишу о прочитанных книгах на тему воспитания, но никогда не писала о самом главном человеке, которого люблю. В голову не приходило. Даже когда составляла список литературы, не упомянула. Хотя фоном перечитываю с любого места время от времени. Всякий, кто воспитывает, чувствует себя немного... кем? Конечно, Макаренко Антоном Семёновичем.
Купила себе в хорошем новом издании "Педагогическую поэму", "Книгу для родителей", "Флаги на башнях", а то мои затрепались, "Поэму" кто-то взял почитать (безвозвратно). Ну и ошибок же в тексте! Ну и ладно.
Как же я его люблю! Даже когда он теоретизирует, он остаётся исключительно живым человеком. Особенно подкупает, что он старается донести идеи через художественный текст, через пример реальных событий, через непосредственный опыт - без всяких прекрас, жёстко, честно, не скрывая бессилия, растерянности, неудач. Чтение про колонию малолетних преступников как-то успокаивает. Посмотришь на своих малолетних обормотов и понимаешь, что ничего ещё, жить можно. Но главное - личность автора. Я понимаю ребят, которые его так любили. Я его люблю.
Перечитываю, так что буду выдавать цитаты. Предупреждаю.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
chepuhovinka
Apr. 22nd, 2015 03:54 pm (UTC)
Жгуче, беззаветно присоединяюсь!
skazki_detkam
Apr. 22nd, 2015 04:11 pm (UTC)
Я знала, что не одна!
dado
Apr. 22nd, 2015 04:39 pm (UTC)
он кстати у попа жену отбил :)

мне кажется всетаки надо иметь в виду что это литература, ну типа конармии бабеля
skazki_detkam
Apr. 22nd, 2015 05:38 pm (UTC)
Знаешь, я его раньше воспринимала более как литературу. Сейчас вот стала перечитывать ещё раз. "Книга для родителей" - совсем литература, там примеры даже если и из жизни, но переработанные, кристаллизованные. А "Поэма" - вещь очень непосредственная, откровенная. Да, там и эпоха, там и редакция Горького. Но я не вижу никакого кокетства, ретуши.
filologos
Apr. 22nd, 2015 07:16 pm (UTC)
Мне тут про него интересная статья попалась. http://www.pravmir.ru/pravoslavnye-istoki-pedagogicheskogo-opyta-as-makarenko-k-120-letiyu-so-dnya-rozhdeniya/

А то я с детства его читаю, перечитываю, много думаю о нем... В детстве папа ужасы рассказывал, а я все никак не спрошу, откуда он их взял
skazki_detkam
Apr. 22nd, 2015 08:52 pm (UTC)
Спасибо, прочитала. Интересно. Хотя, если честно, немного коробит. В его произведениях приходится читать антицерковные выпады.
filologos
Apr. 22nd, 2015 08:53 pm (UTC)
Да вот же. Мне тоже показалось интересным, что как-то его "причесали"...
skazki_detkam
Apr. 22nd, 2015 08:58 pm (UTC)
Да. Прям представляю, как он бы отбрил этих причёсывателей)) Но по сути они правы.
filologos
Apr. 22nd, 2015 09:05 pm (UTC)
А еще мне попалась трилогия об одном из его воспитанников. Показалась тоже интересной, хотя более художественной, конечно
skazki_detkam
Apr. 22nd, 2015 09:29 pm (UTC)
Это какая?
filologos
Apr. 22nd, 2015 09:45 pm (UTC)
У Фриды Вигдоровой "Дорога в жизнь", "Это мой дом", "Черниговка"
skazki_detkam
Apr. 22nd, 2015 10:57 pm (UTC)
Спасибо, посмотрю
lagif
Apr. 23rd, 2015 09:08 am (UTC)
А меня он во многом коробит. Нет, я, конечно, понимаю, что нельзя искать там основы христианского воспитания молодежи , и, в целом, несправедливо мне вякать - ведь не доводилось воспитывать столько юных голов - но все равно коробит.
Да, я понимаю, что как пропаганда советского волевого воспитания, и, кроме того, вообще, для духа того времени становления новой страны и беззакония, книга очень сильная. И сам Макаренко - человек был очень неординарный. Но я не живу сейчас духом того времени.
skazki_detkam
Apr. 23rd, 2015 01:32 pm (UTC)
Давайте более предметно. Мне кажется, Вас отталкивает некоторая внешняя специфика, стилистика текста, дух времени, который вовсе не составляет суть теории и практики Макаренко. Выше дали ссылку на статью про православные истоки его педагогики)) Это, конечно, немножко чересчур. Но в целом, очень верно. Что именно Вы читали?
(впрочем, Вы обычно не спорите, отступаете при своём, это мне всегда очень жаль)))
lagif
Apr. 23rd, 2015 05:55 pm (UTC)
почему при своем?)
я достаточно внимательно читаю мнения остальных.
я читала "Педагогическую поэму" (и не один раз), и готова признать, что книга действительно сильная, живая и остроумная. То есть, художественную ценность, несомненно, представляет. Но, конечно, это не пособие (для меня) по воспитанию детей с учетом их индивидуальных особенностей и христианской морали.
Насчет той статьи... ну, почитала. Ну, действительно, многое притянуто за уши.
Насчет "не спорить" - да, я не люблю спорить в пределах ЖЖ, лучше уж в реале, с сотней аргументов, разъяснением каждого слова (к которым тут можно прицепиться), а в процессе приятно чаю на кухне выпить )
Ну, и потом, где тут поспоришь, если я не воспитывала никогда ораву своих детей (свой - один, иногда воспитываю и племянника))), а тем более - не перевоспитывала чужих (тут вообще терра инкогнита для меня). Я просто высказываю свое впечатление.

Edited at 2015-04-23 05:57 pm (UTC)
skazki_detkam
Apr. 24th, 2015 06:09 am (UTC)
Да, чай - это для спора приятный фон)) Я уважаю умение уклоняться от споров в ЖЖ.
Я вижу в Макаренко большую человеческую мудрость. Он умеет быть для ребят (и для каких! для бандитского отребья!) тем самым лидером, которого так превозносит альфа-теория - авторитет, образец, вождь, вовлекающий их в самые разные виды полезной и просто интересной деятельности, ведущий к росту, развитию личностей из кого угодно, при этом очень понимающий, принимающий и снисходительный. Он удивительно умеет молчать. И даже бездействовать, спускать на тормозах. Никакого перфекцианизма. При этом какую он умеет развить мощную деятельность! Удивительно смелый и энергичный человек. Умеет быть искренним, показывать свои чувства, одновременно - блестящий актёр и мастер психологической игры.
Но главная его фишка - воспитание с помощью коллектива, правильный тон коллектива, который определяет поступки отдельных личностей. Это нельзя применить к воспитанию одного ребёнка. Да. Но это здорово работает.
skazki_detkam
Apr. 24th, 2015 06:13 am (UTC)
А "Книгу для родителей" читали? Она ближе к реальным ежедневным родительским проблемам.
lagif
Apr. 24th, 2015 07:12 am (UTC)
Нет, не читала. Возможно, как-то соберусь.
Мне в плане детской психологии Юлия Гиппенрейтер, пожалуй, больше остальных нравится (хотя, по общей психологии, если не вдаваться в подробности и терминологию, тоже интересно). Причем, я не сказала бы, что что она тоже прямо современно пишет, подхватывая какие-нибудь модные веяния.
А если когда-нибудь мне придется воспитывать уйму сложных подростков, боюсь, тут придется искать свой подход.
skazki_detkam
Apr. 24th, 2015 09:10 am (UTC)
Гиппенрейтер читала, да. Воспитывая, приходится всё время маневрировать. Искать всё время новый подход. Хотя, это, может быть, от отсутствия правильной традиции происходит.
mikhael_mark
May. 23rd, 2015 04:09 pm (UTC)
Буду выдавать цитаты
Ждём-с
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

волшебная
skazki_detkam
Аня Жук

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com