?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

майн кампф

Кто с чем борется, а я с борщевиками. Для новых друзей поясню: у нас в Новгородской области многие деревни, луга, обочины дорог покрыты непролызными зарослями этого чудовищного растения. Его яд вызывает фотохимические ожёги, поэтому косить, пропалывать его крайне неприятно, даже опасно. Но самое ужасное: борщевизм - это экологическая катастрофа. Борщевик легко подавляет местную флору и совершенно не потребляется местной фауной, во всяком случае пока. Распростроняется он медленно, семена не летучие, корни не ползучие, но если в вашей местности появилось одно растение, если вы не обратили на него внимания и дали зацвести, брасить семена, если вы и дальше не начнёте борьбу - через несколько лет у вас неминуемо будетут непролазные дебри и когда появится мысль о борьбе - страшно будет браться за оружие. Больше того, от начала планомерной борьбы до победы - 5-7 лет (таков срок всхожести семян). А само это не проходит. Увы.
Несколько лет назад вокруг нашей дачи его не было, иногда проростал один-другой, принесённый на колесе или ещё как, но - тадам! - участок дороги между нашей деревней и соседней отсыпали заражённым песком с закрытого карьера! А в другую деревню - с другой стороны от нас - люди себе сами привезли кучу этого песка. Теперь и мы имеем проблему борщевизма в полный рост. Обрабатывать всю дорогу или травить борщевик на чужом участке ни сил ни средств у нас нет, но удерживать врага на подступах к нашей деревне нам удаётся.
Итак. В этом году нами были проведены стандартные мероприятия - в начале июня мы опрыскали сколько хватило сил (было израсходовано 60 литров раствора), в конце июля срезали и сожгли цветоносы - тоже сколько хватило сил. Сил хватает примерно на 5 километров дороги с обочинами разной степени зараженности.

Так выглядит обочина, которую мы не обрабатываем.

IMG_6375

Здесь мы обрабатываем каждый год. Трава отрастает плохо, борщевик выделяет в почву вещества, подавляющие рост других растений (гербицид в почве не накапливается, поэтому с прошлого года эффекта от него нет). Потребуется время, чтобы природа вернула себе эту землю.

IMG_6380

Так будут выглядеть наши обочины, если борьба будет успешной. Так они выглядели до заражения.

IMG_6385

А вот что случится с нашей деревней, если мы пустим борщевик в неё. Борщевики до горизонта. Фотография сделана в начале лета, в конце домов просто не видно за цветоносами.
IMG_6383

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
dado
Sep. 1st, 2014 05:06 am (UTC)
у нас за рекой много а на нашем берегу пока не видел
skazki_detkam
Sep. 1st, 2014 05:54 am (UTC)
Ты если увидишь одиночные - просто выкапывай лопатой. Это так легко! А потом уже трудно(((
iulijf
Sep. 1st, 2014 05:07 am (UTC)
на брянщине - аналогично.((((( А въезжаешь в Смоленск.область - и тут же заросли исчезают.
dado
Sep. 1st, 2014 05:13 am (UTC)
у нас тоже -- дача от брянска в сторону смоленска :)
skazki_detkam
Sep. 1st, 2014 05:49 am (UTC)
Как показывает опыт - отсутствие зарослей явление временное((
iulijf
Sep. 1st, 2014 05:56 am (UTC)
ну на Смоленщине вроде как превентивные меры принимают. Например, на 50км от нашей деревни до города все обочины - выкошены. А на Брянщине за последние 2года - вот так заросло... не было тоже, да...
skazki_detkam
Sep. 1st, 2014 11:51 am (UTC)
Да, борщевизм - болезнь запущенных земель((
le_donna
Sep. 1st, 2014 05:14 am (UTC)
Какая гадость!

И какая вы молодец, что боритесь с ней.
skazki_detkam
Sep. 1st, 2014 05:52 am (UTC)
Спасибо! Я была бы молодец, если бы умела организовать местное население. Мы бы тогда победили окончательно. А я совсем не массовик-затейник к сожалению.
mumimama_j
Sep. 1st, 2014 07:34 am (UTC)
да, гадость страшная. МО, особенно южная сторона, вся заражена этим. И в Бутово у нас есть. а чуть подальше от цивилизации-нет его. Спутник человека
skazki_detkam
Sep. 1st, 2014 11:54 am (UTC)
Да, он сам распространяется очень медленно, человек завозит его с песком или землёй, а также на колёсах
nastashdmaa
Sep. 1st, 2014 07:42 am (UTC)
Ждала Вас, чтобы историю рассказать. Про борщевик, и вообще про нашу жизнь, почему все именно так, а не иначе.
У нас есть родители, у родителей есть дача. Бывшая деревня немного в стороне от проселочной дороги,вокруг поля.
По обочине дороги заросли борщевика. Ну, и кое-где в поле уже появляются одиночные растения. В прошлом году мы приезжали в июне. срезали цветоносы и уничтожали.
В этом году мы приехали, помогли в огороде, я беру лопату и объявляю, что пожалуй схожу добавлю добрых дел в свой актив, поборюсь с борщевиком.
Родители заметались в панике, отняли у меня лопату и запретили выходить вообще. Почему? Было собрание, где в том числе говорили и про борщевик. Сельсовет считает, что с борщевиком вокруг деревни должны бороться дачники - они же тут живут, поля принадлежат деревне, в которой кроме дачников никто не живет.
Дачники считают, что с борщевиком должен бороться сельсовет - вот наша дача, мы больше ничего делать не будем.
Если я выхожу с лопатой и кто-нибудь видит (поле вокруг небольшой деревни, вечер, будний день), что я борюсь с борщевиком - автоматически эта деятельность навешивается на наших родителей (во всяком случае, они так думают). А они пенсионеры, им тяжело. И вообще они не обязаны. Мне-то что - приехала раз в год, и уехала.
И передо мной встал выбор - позаботиться о своей земле, пусть в виде небольшой деревеньки. Или позаботиться о своей семье и проявить смирение.
В-общем, плюнула и не пошла, хотя считаю, что я была права. А борщевик получил ещё как минимум год форы для беспрепятственного распространения...
skazki_detkam
Sep. 1st, 2014 12:58 pm (UTC)
Какая мерзость! Вы правы - именно поэтому у нас всё так(( не только борщевики(( Пока люди спорят, кто обязан первым вычёрпывать воду - матросы или пассажиры, все поголовно утонут!
Удалось хоть срезать макушки? Например, под предлогом высушивания для зимних творческих работ? А то ведь это не год форы, а 7((
nastashdmaa
Sep. 1st, 2014 01:22 pm (UTC)
Увы, нет :( В голову не пришло такого предлога. Решила воспитывать в себе смирение :(
И главное: папочка устроил мне показательную порку (тебе больше всех надо, да ты не разбираешься, ты их подставляешь, им этого не надо, да им тут жить, думай о себе и т.д.)
Приезжаем в Кострому. Там перед забором небольшая "ничейная" лужайка. Борщевиком пока не заросла, но если не косить крапива в человеческий рост, а ещё американский клен, который если не подстричь секатором, надо будет через два года выпиливать, а ещё через пять - вызывать специальные службы.
Приехали мы, вижу, что за этой лужайкой никто без меня не ухаживал, даю одному ребенку косу, второму секатор.
И слышу от них прямо-таки ту же папочкину отповедь с теми же интонациями: да тебе больше всех надо, тебя не просили, будет опять как в Башлаево и т.д.
пришлось раздать всем по шее, и сказать,что в Башлаеве пусть все зарастают хоть кактусами, если это доставит им удовольствие, а Кострома - моя территория, и я решаю, как и чем улучшать мир.
В-общем, до сих пор сержусь :(
skazki_detkam
Sep. 1st, 2014 01:48 pm (UTC)
Воспитание, да))
dim_tinych
Sep. 1st, 2014 08:04 am (UTC)
Не все борщевики одинаковы, вы наверное, имеете в виду Борщевик Сосновского, судя по описаниям...
У нас же водится мирный брат его - Борщеви́к сибирский (он же - "пучка"), так вот он - отличное растение без всяких опасных или даже неприятных свойств, и не только съедобен, а и вкусен
skazki_detkam
Sep. 1st, 2014 01:03 pm (UTC)
Это да, потому и название такое съедобное)) Честно говоря, я никогда не видела борщевик сибирский в природе, только на картинках. Борщевик сибирский не интродуцент, природного равновесия не нарушает. Но я боюсь, что когда экологическая катастрофа дойдёт до глобальных размеров, так что за борщевик Сосновского возьмутся всерьёз, вместе с ним изведут и борщевик сибирский, и дудник и все крупные зонтичные. А пока наоборот - Борщевик Сосновского не вызывает паники, потому что похож на дудник, только больше. Люди не придают значения.

Edited at 2014-09-01 01:05 pm (UTC)
dim_tinych
Sep. 1st, 2014 01:18 pm (UTC)
Кстати, наблюдаю всё с точностью до наоборот - слово "борщевик" у всех на слуху, потому что уже достаточно статей и передач об этом злобном растении, даже у нас в Сибири люди не разобравшись уже готовы уничтожать..., хотя "Сосновского" у нас практически нет, потому то и обидно, что пишут статьи не делая различия между полезным и вредным...
skazki_detkam
Sep. 1st, 2014 01:49 pm (UTC)
А потому и не делают, что в средней России борщевик только один.
jusi_lebedi
Sep. 4th, 2014 08:49 pm (UTC)
А в Тверской целые поля борщевика! При взгляде на это берёт отчаяние(((. И распространяется он не так уж и медленно. Три года назад не было его в нашей деревне совсем. Год назад - одиночные растения, в этом году местами он уже десятками. При том, что пытаемся бороться. Гербицид его почти не берёт. Только срезать и выкапывать,но он двухлетник, поэтому растения первого года запрограммированы на то, что на второй год надо дать цветонос. Если уничтожить стебель до цветоноса, то корень будет давать цветонос почти до бесконечности. Кстати, его пыльцой если надышаться, то тоже можно отравиться. Поэтому реально помогла бы борьба только в масштабах страны.
skazki_detkam
Sep. 5th, 2014 06:50 am (UTC)
лавинообразно - одно растение даёт массу семян. Но летают они не далеко. К счастью!
У меня теперь уже большой опыт. Его берёт Агрокиллер, Торнадо, Ураган. Лучший вариант смешать порошок Магнум с раствором Урагана или Торнадо. Только Магнум плохо растворяется, его надо сперва отдельно поболтать в небольшом количестве воды. Конечно, концентрация максимальная.
Кажется, что эффекта нет, потому что борщевик - очень мощное растение, системный гербицид убивает его не быстро, не как крапиву. Но на следующий год - только молодая поросль. Значит прошлогодние умерли. Выкапывать - экологично и надёжно, но если много - не вариант. Цветоносы он даёт, действительно, до бесконечности. Становится из двухлетнего очень многолетним - до победного конца. Поэтому мы сочетаем химическую обработку с обрезкой цветоносов. Последнее время на обрабатываемой территории цветоносов совсем мало, мы обрезаем там, где не опрыскиваем.
Да, я бы с удовольствием поучаствовала во всенародной борьбе с этой гадиной!
jusi_lebedi
Sep. 5th, 2014 07:59 am (UTC)
Спасибо! Примем на вооружение! Если не мы, то кто же будет с ним бороться? Кстати, хороший пример очень часто бывает заразителен. Всегда есть шанс, что местные, увидев, что есть на него управа, тоже постепенно подключатся к борьбе.
skazki_detkam
Sep. 5th, 2014 02:42 pm (UTC)
Да, самое худшее, что у местного населения две фазы - либо "всё фигня" либо "всё пропало!"
jusi_lebedi
Sep. 5th, 2014 02:51 pm (UTC)
))) Это точно! Давно, в начале 90-х, пытаясь сохранить памятник культуры, мы проводили работы по консервации в Вологодской области. Местная бабуля долго сочувственно смотрела на то, как мы работаем, а потом, махнув рукой, подытожила "Бесполезно-то всё!". Нам очень смешно тогда стало.И вот это "бесполезно-то все" постоянно сопровождает нас по жизни)).
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

волшебная
skazki_detkam
Аня Жук

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com